Публикации
В статье рассматривается конфронтация между США и КНР в контексте истории международных отношений и цивилизационных экспансий. Для описания современного мира вводятся понятия “вестернизм” и “вестернистический период”, сконструированные по аналогии с терминами “эллинизм” и “эллинистический период” и обозначающие соответственно совокупность тенденций культурного, политического и социально-экономического развития и период глобального распространения западных цивилизационных форм. По мнению автора, современный американо-китайский конфликт не является ни чисто цивилизационным, ни геополитическим, но свидетельствует о вступлении цивилизационно единого вестернизированного мира в период политической раздробленности, что на современном внешнеполитическом языке именуется переходом от однополярности к многополярности.
В последнее время издается довольно большое количество как научных, так и публицистических работ, посвященных деятельности свт. Николая Японского. Однако довольно мало из них исследует его мировоззрение. Между тем представляется, что святитель был не только миссионером, но и крупным церковным мыслителем. К сожалению, это выясняется с большим запозданием, когда исследователи получили доступ к его дневникам и эпистолярному наследию, где свт. Николай в основном и высказывал свои мысли по обще-теоретическим вопросам. Настоящая статья посвящена рассмотрению подхода свт. Николая к проблематике отношений Церкви и государства, а также к проблеме статуса Японской Православной Церкви. Эти два вопроса неразрывно связаны между собой, так как, создавая и развивая Японскую Православную Церковь, русский миссионер стремился выстроить ее отношения с Японским государством, Русской Православной Церковью и Российским государством в соответствии с православным идеалом, как он его понимал. Соответственно, его взгляды имели прямое отношение к его деятельности и положению Японской Православной Церкви. Подход святителя к тому, каким статусом должна обладать Японская Православная Церковь, окончательно сложился или, по крайней мере, был сформулирован в конце его жизни. Во многом это связано с ухудшением российско-японских отношений, в особенности в период войны 1904–1905 гг., когда многие японские православные в связи с ростом антирусских настроений как в правительственных кругах, так и в обществе начали требовать от свт. Николая уточнения его взглядов на этот статус, считая необходимым сделать Церковь более независимой от России. Авторы приходят к выводу, что утверждение, согласно которому свт. Николай поддерживал идею самостоятельности Японской Церкви с самого начала, серьезно упрощает реальную ситуацию. В действительности он выступал за тесные связи с Русской Церковью на долгое время в будущем, рассматривая их как гарантию приверженности молодой Японской Церкви истинному православию, и активно боролся со сторонниками преждевременной самостоятельности. Иногда в прагматических целях он говорил о самостоятельности Японской Церкви уже сейчас, но эти мысли он высказывал только в публичных выступлениях и документах, предназначенных для японского правительства, чтобы спасти Церковь от атак критиков.