Почему мировая ESG-повестка оказалась в кризисе? Колонка Егора Муравьева для Forbes

ESG-повестка, ставшая мейнстримом в 2020–2021 годах, с 2022 года как феномен начала терять популярность, особенно в развитых странах. С одной стороны, это стало следствием внутренних противоречий концепции, с другой — изменениями на финансовых рынках, проявившихся в снижении greenium (зеленой надбавки к цене активов) вследствие ужесточения макроэкономических условий и роста цен на сырье. Таким образом, возвращение Дональда Трампа лишь катализировало кризис.
Отдельный блок статьи посвящен климатической политике и ESG-баталиям в США, где отсутствует федеральное регулирование, а большинство предпосылок к развитию (или торможению) зеленой повестки складываются на уровне отдельных штатов. В стране сложилось два основных лагеря — Климатический альянс и неформальный анти-ESG альянс штатов. При этом фактически во всех штатах новые вводимые мощности — это ВИЭ, тенденция, которая не изменилась в 2025 году.
Наконец, важный тренд, который выделяет Егор Муравьев, — смещение инициативы в сторону стран Глобального Юга: от безусловного лидерства Китая в производстве низкоуглеродных товаров и технологий до развития углеродного регулирования в десятках развивающихся стран, включая такие крупные страны, как Индия, Вьетнам и Турция, а также усиления требований к нефинансовой отчетности на ведущих биржевых площадках стран Юга.
С полным текстом колонки можно ознакомиться по ссылке.