Андрей Маслов обсудил перспективы российско-африканского образовательного сотрудничества на семинаре РСМД
27 февраля 2025 года на площадке Российского Совета по международным делам (РСМД) состоялся экспертный семинар «Российско-африканское сотрудничество в области образования сегодня: проблемы и перспективы». Участие в обсуждении российской политики в области образования в Африке принял Директор Центра изучения Африки Андрей Маслов.
Участие в мероприятии приняли представители государственных органов, руководители московских и региональных образовательных учреждений, представители Россотрудничества, экспертных объединений и неправительственных организаций. С приветственным словом на семинаре выступил Артем Козвонин, начальник Отдела по экономическому и гуманитарному сотрудничеству Департамента партнерства с Африкой МИД России.
В рамках семинара состоялись две сессии: “Стратегии экспорта российского образования в Африку”, и “Оценка эффективности образования как инструмента «мягкой силы» РФ в странах Африки”.
Участие в семинаре также приняли Залывский М.Н., руководитель проектного офиса Российско-Африканского сетевого университета; Рекец М.О., кандидат политических наук, проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов (РУДН); Забелла А.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений, РУДН, и другие.
Как отметили эксперты, 60% населения Африки составляют молодые люди до 25 лет, нуждающиеся в получении образования. Россия же с ее богатым потенциалом в сфере образования может многое предложить своим африканским партнерам.
“Российско-африканское взаимодействие в образовательной сфере имеет давнюю историю и добрые традиции. Отечественное образование пользуется очень хорошей репутацией в африканских странах. Это создает прочный фундамент для наращивания дальнейшего сотрудничества в этой области”, - заметил Андрей Маслов.
По данным Министерства науки и высшего образования, в настоящее время в российских вузах обучаются почти 35 тыс. африканских студентов, из них 6 тыс. - на бюджетной основе. Как было замечено в рамках первой сессии, недавно были открыты Центры русского языка в Гане, Кот-д’Ивуа́р, Гвинее и Гвинее-Бисау. Среди других успешных кейсов: открытие подготовительного отделения Новосибирского государственного университета в Нигере, а также функционирование на базе четырёх российских университетов подготовительных факультетов по инженерии для студентов из Африки. Эксперты прокомментировали возникающие трудности: сложность адаптации африканских студентов, недостаточно проработанная система грантов для покрытия всех потребностей иностранных студентов, а также конкуренция со стороны Китая и США. В этой связи, отметил Андрей Маслов, важно наращивать российско-африканское образовательное взаимодействие в русле концепции активного вовлечения:
“Несмотря на то, что с 2022 года квота стипендий увеличилась более чем вдвое, что весьма отрадно слышать, на 2024-2025 учебный год конкурс для африканских студентов, претендующих на обучение в России, составил пять человек на место. Это говорит о том, что поехать в Россию даже по стипендиальной программе могут позволить себе далеко не все молодые люди из Африки. Наша цель: достижение показателя как минимум двух человек на место”, – подытожил Андрей Маслов.
В рамках второй сессии участники семинара рассмотрели российское образование в качестве инструмента “мягкой силы”. Андрей Маслов рассказал о Программе трансфера компетенций в сфере цифровизации госуправления, с 2022 года реализуемой при поддержке Правительства РФ и компании “Иннопрактика”.
“Обмен знаниями и опытом позволяет перейти от попыток продажи и внедрения отдельных технологий к формированию собственной технологической базы в Африке и улучшению условий для долгосрочного сотрудничества”, – рассказал Андрей Маслов.
Сотрудничество в сфере образования соответствует реализации Плана действий Форума партнерства Россия – Африка на 2023–2026 годы (пункт 146 о наращивании сотрудничества России и Африки в сфере образовательных обменов, включая науку, технологии, инженерное дело и математику).
В настоящее время со стороны африканских стран действуют 106 межправительственных соглашений и меморандумов в сфере науки и высшего образования, а также договоры о взаимном признании документов о высшем образовании. Активно растут межуниверситетские связи. Заключено более 850 соглашений о сотрудничестве, из них более 200 - за прошедшие два года.
Детальный анализ текущего состояния образовательного сектора в Африке, вызовов, с которыми африканские страны сталкиваются в этой сфере, а также влияние внешних факторов представлены в одной из глав экспертно-аналитического издания “Africa 2025 - Prospects and Challenges”, подготовленного экспертами Центра изучения Африки в 2024 году. Для ознакомления с разделом “Education is power: who teaches African leaders” перейдите по ссылке.

Маслов Андрей Александрович
Центр изучения Африки: Директор