Коррекция и хеджирование. Двадцать лет «большого договора» и эволюция российско-китайских отношений
Профессор А.В. Лукин, руководитель департамента международных отношений, заведующий Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ, в соавторстве с И.Е. Денисовым, старшим научным сотрудником Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО МИД России, опубликовал статью на сайте журнала «Россия в глобальной политике»
16 июля 2021 г. исполняется двадцать лет со дня подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Авторы статьи предприняли попытку «дать объективную оценку этого рамочного документа, его реального значения сегодня, поместив договор в общий контекст двусторонних отношений и мировой ситуации».
По мнению А.В. Лукина и И.Е. Денисова, Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве выразил суть российско-китайских связей и создал гибкий и практичный механизм взаимодействия – тесное взаимовыгодное «стратегическое партнёрство» без формального закрепления союзнических отношений, которое с большой вероятностью сохранится в обозримом будущем.
Авторы отмечают такие тенденции как
- меняющееся соотношение сил между двумя странами,
- новый стиль китайской дипломатии и напористый внешнеполитический курс, который в последнее время стал затрагивать и «стратегических партнёров», в том числе и Россию,
- рост диспропорций в российско-китайских отношениях, в том числе в плане доступа к широкой аудитории друг друга,
- сохранение и постоянная подпитка комплекса «утраченных территорий» в китайском общественном сознании,
- перехват Китаем инициативы в формулировании нарратива двусторонних отношений,
которые создают для России определенные риски.
Авторы не исключают также увеличения в будущем случаев конкурентных противоречий, особенно когда дело касается роли двух стран в предоставлении глобальных общественных благ. В этой ситуации наиболее разумной стратегией для России является хеджирование: «сочетание развития тесных отношений с сильным партнёром при соблюдении собственных интересов и диверсификации связей с ним, дабы застраховаться от чрезмерной зависимости». В последние годы в российско-китайских отношениях сложился крен в сторону Пекина, который грозит движением от хеджирования к переходу на сторону победителя (bandwagoning). Признавая долгосрочную необходимость тесного политического и экономического взаимодействия с Китаем, авторы полагают, что новая китайская заинтересованность в России создаёт возможность для выправления упомянутого выше крена.