М. Шарифзода на II Международном конгрессе «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств»
Мехрзод Шарифзода, стажер-исследователь Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ, выступил с докладом на тему «Мягкая сила России в Таджикистане» на II Международном конгрессе «Языковая политика стран СНГ», который прошел в городе Алматы 26-28 октября текущего года
Конгресс был организован при поддержке Федерального агентства Россотрудничество, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, алматинского отделения «Русского дома» и Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
В своём докладе Мехрзод Шарифзода особое внимание уделил распространению русского языка в Таджикистане и российской системе образования как основным инструментам реализации «мягкой силы» Москвы в отношении Душанбе. Распространение российской системы образования и русского языка, которые являются важными инструментами реализации «мягкой силы» России, по мнению автора доклада, в Таджикистане рассматривается позитивно. Однако, согласно Мехрзоду Шарифзоде, отправка российских учителей для поддержки русского языка в Таджикистане не может дать видимых результатов из-за большого количества обучающихся на русском языке таджикских школьников. Одним из решений проблемы может стать подготовка кадров из числа местного населения в сёлах, районах и тех городах, где ощущается острая нехватка преподавателей русского языка. Наиболее эффективным инструментом реализации «мягкой силы» России в отношении Таджикистана, по мнению Мехрзода Шарифзоды, является образование. Сегодня большинство обучающихся за рубежом таджикских студентов получают образование именно в российских вузах. Кроме того, в Таджикистане функционируют филиалы престижных российских вузов и Российско-Таджикский Славянский Университет, которые пользуются большой популярностью среди таджикской молодежи. В 2022 году при поддержке правительства Российской Федерации таджикским ученикам откроют свои двери пять российских школ.
«Мягкая сила» России в отношении Таджикистана, как отмечает автор доклада, не представляет собой игру с нулевой суммой, где выигрыш одной страны обязательно означает проигрыш другой. По мнению стажера-исследователя, от реализации «мягкой силы» России в отношении Таджикистана остаются в выигрыше как Москва, так и Душанбе. Это объясняется тем, что «мягкая сила» России в Таджикистане направлена не на расположение к Кремлю этой страны, а на укрепление уже существующих связей и развитие отношений между двумя народами. Речь идёт о тех связях, которые уходят корнями в советскую эпоху, когда таджики и русские жили в одном государстве, бок о бок сражались за родину в Великой Отечественной войне и вместе восстанавливали разрушенную, но несломленную державу.