• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комментарий А.И. Захарова для «Независимой газеты» (12.12.2022)

Научный сотрудник Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ Захаров Алексей Игоревич прокомментировал перспективы перехода России и Индии на использование рупий в двусторонней торговле.

«Проблема взаиморасчетов, наряду со сложностями с логистикой перевозок - один из основных факторов, сдерживающих развитие торговых отношений России и Индии, сказал «НГ» эксперт клуба «Валдай», научный сотрудник международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ Алексей Захаров.

Несмотря на попытки уйти от использования доллара, предпринимавшиеся с 2014 года, до конца 2021 года американская валюта применялась в более двух третей всех транзакций между странами. Исключением стали только оборонные сделки, по которым после санкций США 2017 года сторонам вынужденно пришлось перейти на российские рубли (с 2018 по 2021 был рост доли рубля в индийских расчетах с Россией). В торговом обороте стран традиционно был дисбаланс: экспорт товаров из России превышал импорт индийской продукции. Эта ситуация не была критичной при расчетах в долларах. Однако при переходе на национальные валюты образовывался разрыв, который нужно было заполнять какими-то товарами из Индии. Сейчас же возникла ситуация, при которой, с одной стороны, идет рост объемов торговли (чего так добивались правительства обеих стран), а с другой, значительно увеличился дисбаланс. Из тех данных, которые предоставляет Министерство промышленности и торговли Индии хорошо видно, что из 18 млрд. долл. товарооборота с апреля по август 2022 финансового года, более 17 млрд. приходятся на российский экспорт».

«Отчасти такое положение дел ситуативно», - считает эксперт. «Стремительный рост торговли произошел за счет скидок на углеводороды и удобрения. В Нью-Дели заявляют о намерении продолжить закупки российской нефти, но, вероятнее всего, объемы будут падать – из-за перехода на серые схемы, а также и из-за объективных проблем со страхованием и фрахтом танкеров. Предложенные меры по строительству (возможно, даже совместному с Индией) крупнотоннажных судов ориентированы, скорее, на долгосрочную перспективу», - продолжает Захаров.

«Низкие объемы экспорта товаров из Индии связаны с отсутствием интереса со стороны индийского бизнеса. Россия для индийских компаний никогда не была привлекательным направлением. Вопреки ожиданиям, предприниматели из Индии не выстроились в очередь по замещению ушедших с российского рынка западных компаний. Помимо этого, в Индии очень серьезно относятся к угрозе вторичных санкций и вряд ли станут вовлекаться в масштабные проекты с Россией. Перспектива превращения Индии в хаб для «параллельного импорта» больше похожа на российские мечты. Теоретически поставки в Россию производимых на территории Индии (и импортируемых) запчастей для автомобилей и авиации возможны, но это не будет происходить в больших объемах – риски испортить отношения с Западом Индия брать на себя не будет. Да и производственные мощности по этим направлениям у Индии ограничены. [Министр иностранных дел Индии] С. Джайшанкар на самом деле не обещал России помощь с поставками «запчастей для самолетов, автомобилей и поездов», а лишь сказал о том, что Индия подготовила список товаров с конкурентными преимуществами и надеется, что они получат доступ на российский рынок. При этом он несколько раз подчеркнул, что обсуждение поставок этих товаров началось задолго до украинского конфликта как попытка увеличить торговое сотрудничество между странами», - уточняет Захаров.

«Сбалансировать торговый баланс у Индии и России в обозримой перспективе получится вряд ли. «Что делать с переизбытком рупий? – задается вопросом эксперт. - Из имеющихся вариантов – инвестировать в индийскую экономику, например, в инфраструктурные и энергетические проекты, или же создавать совместные предприятия на территории России или Индии».

«Индийский капкан», считает Захаров, является одновременно и «индийским спасательным кругом». «Продолжая покупки российских углеводородов (расчеты пока продолжаются в долларах), Индия пополняет российский бюджет и поддерживает целые отрасли российской экономики. Но в целом, структурные проблемы в двусторонней торговле по-прежнему не решены», - соглашается эксперт.

Полный текст статьи «Индийский капкан для российской экономики» доступен по ссылке: https://www.ng.ru/economics/2022-12-12/1_8613_india.html