• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европейский пограничный углеродный налог: механизм воздействия, эффективность и последствия для российских экспортёров

В рамках онлайн-семинара руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров и исполнительный директор европейского круглого стола по вопросам изменения климата и устойчивого перехода (ERCST) Андрей Марку обсудили инициативу Европейской комиссии по введению пограничного углеродного налога и его последствия для России

27 января под руководством департамента мировой экономики и научно-учебной лаборатории экономики изменения климата НИУ ВШЭ был проведён открытый онлайн-семинар на тему «Европейский пограничный углеродный налог: последствия для экономики России». На семинаре выступили два докладчика – Игорь Макаров и Андрей Марку. Модератором семинара стал Сафонов Георгий Владимирович, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ.

В 2019 году Европейская комиссия представила новую климатическую стратегию - «Европейский зеленый курс» (EU Green Deal). Основная идея курса заключается в эффективном использовании ресурсов, которое направлено на сдерживание изменения климата, прекращение процесса утраты биоразнообразия и снижение уровня загрязнения. В рамках стратегии ставится цель достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Один из элементов инициативы – европейский пограничный углеродный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), призванный не только стимулировать страны-экспортёры снижать углеродоёмкость своей продукции, но и не допустить потери конкурентоспособности европейских производителей из-за широкомасштабного климатического регулирования в Европейском Союзе и его отсутствия за рубежом. Российские экспортеры ископаемого топлива и углеродоемких промышленных товаров оказываются в числе тех, кто могут в наибольшей степени пострадать от данного механизма.

В рамках семинара Андрей Марку представил механизмы, принципы работы и основные опции развития европейского пограничного углеродного налога. На сегодняшний день до конца не определено, каким образом будет внедряться налог, однако этот вопрос находится в стадии активного обсуждения. От его результата зависит, когда именно и в какой форме налог вступит в силу, какие сектора будут охвачены, экспортёры каких стран будут вынуждены его платить, куда пойдёт прибыль от налога и, наконец, как он будет вычисляться. Более того, пограничный налог должен соотноситься с правилами ВТО. Были затронуты основные аспекты, на которые стоит обратить внимание при оценке возможных секторальных потерь от введения налога, а также приведены предварительные количественные оценки издержек для российских секторов.

Игорь Макаров также сделал краткий обзор европейского пограничного углеродного налога, отметил его высокий уровень неопределенности. Были отмечены основные препятствия на пути к внедрению налога: действительно ли он приведет к значительному снижению утечки углерода; какой будет реакция других стран; является ли этот налог наиболее эффективной мерой для снижения выбросов парниковых газов других стран. Отдельно стоит рассмотреть налог как меру протекционизма и защиту конкурентоспособности предприятий европейских стран. Во время презентации были приведены различные оценки последствий налога для российских отраслей, а также достоинства других потенциальные мер снижения выбросов парниковых газов для России.

Многочисленные вопросы и обсуждения после докладов показали, что климатическая повестка остаётся актуальной не только для Европейского союза, но и для России.

 

Запись семинара: