• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алжир: цифровое государство

В Алжирской Народной Демократической Республике развивается не менее 37 платформ цифрового государства, уровень развития 16 платформ может считаться пока низким, а 18 - средним. В развитии не менее 7 цифровых платформ участвуют иностранные компании и международные организации. На 2022 год Алжир находится на 112 месте в рейтинге уровня развития E-Governance ООН, занимая девятое место среди стран Африки, доступ к интернету имеет около 60% населения.

Несмотря на относительно высокий уровень развития электронных государственных сервисов, сайты ведомств и порталы выполнены не только в разном дизайне, но и на разных языках: некоторые либо в целом представлены только на арабском (как сайт Министерства промышленности), либо французская версия заявлена, но не доступна. Многие платформы требуют доработок в части реализации заявленного функционала, а также базовых потребностей пользователя. Так, на портале государственных закупок отсутствует функционал поиска, что затрудняет взаимодействие с сервисом, отсутствует информация о решениях и изменениях по тендерам.

В 2022 г. премьер-министр Алжира заявил в Национальном народном собрании о разработке портала госуслуг, который объединит 208 государственных сервисов, пока доступ к нему отсутствует, как и информация об этапе реализации.

В сфере здравоохранения с 2017 года внедрена электронная медицинская карта Sihatic. Реализация проекта начата частной компанией, затем получила поддержку Министерства здравоохранения Алжира. Согласно исследованию, опубликованному на платформе Алжирского научного журнала в июне 2022 г. (авторы - М.А.Брахами, сотрудник алжирской лаборатории LAPAME, и Х.М.Дергал), на данный момент компьютеризированы 284 поликлиники и 16 медицинских учреждений Алжира, сервисом пользуется около 67% опрошенных врачей.  

Для записи к врачу существует платформа SAHTI, реализованная при поддержке министерства фармацевтической промышленности. Однако онлайн-запись ко врачу не предусмотрена, представлены только номера телефонов, почты и адреса специалистов или клиник.

Государственные сервисы в сфере образования на данный момент ограничиваются возможностью регистрации на экзамены; сервисов электронного дневника, отслеживания прохода и питания в школах нет. В 2021 г. была запущена пилотная программа цифровой школы, в конце октября 2022 г. на отраслевой выставке Educteck участники, в том числе иностранные, делились опытом информатизации в области образования.

Отсутствуют и интегрированные платформы для электронных опросов, обратной связи и жалоб. Оставить жалобы и пройти опросы возможно отдельно на некоторых государственных сайтах, функционирует электронный сервис для жалоб в прокуратуру. 

На пилотной стадии внедрения находится электронная система сбора и подсчета голосов по избирательным участкам, с её помощью в 2022 г. проводились довыборы в Национальный совет. Избиратели регистрируются с помощью электронной карты и ставят электронную подпись. Система онлайн-голосования не реализована.

В сфере регулирования дорожного движения функционирует платформа  LAPI (автоматическое считывание номерных знаков), которая регистрирует номерные знаки проезжающих транспортных средств и систематически просматривает специализированный базовый файл угнанных транспортных средств. База данных, введенная в систему, позволяет выявить автомобили, разыскиваемые Интерполом в Алжире и за рубежом; система может считывать 8000 знаков в день; однако пока отсутствуют камеры видеонаблюдения с возможностью контроля соблюдения ПДД и автоматического обнаружения аварий. Планируется разместить такие камеры на магистрали AEO (Восток-Запад).

Отсутствуют порталы с проектами нормативных правовых актов, онлайн арбитраж, система регистрации и хранения документов законотворческого процесса. Единственный пока реализованный в области правосудия сервис — возможность электронного запроса справки об отсутствии/наличии судимости через сайт Министерства юстиции.

Алжирскую межбанковскую карту CIB используют основные банки Алжира (BNA, Societe General Algerie), распространена карта Почтовой службы Алжира — Edahabia. Всего пока выпущено около 11,6 млн карт при населении страны около 45 млн. Биометрических карт (CNIBE) выпущено 17 млн (на 2019 г.). 

Для пограничного контроля используется платформа Albocos, - в рамках которой биометрическая идентификация позволяет ускорить контроль и сократить время прохождения паспортного контроля “до менее чем 5 минут”, в платформу также интегрировано считывание паспортов, однако ручной труд операторов требуется пока на всех этапах. В эту же платформу интегрировано решение Afis-Criminal, которое позволяет идентифицировать разыскиваемые лица по отпечаткам пальцев и сравнивать информацию из базы данных разыскиваемых лиц, зарегистрированных в полицейской системе идентификации и поиска (Sirpal), с кодом MRZ в паспорте. 

При поддержке Южной Кореи в 2022 г. реализован проект “единого окна”, которое позволяет сократить сроки и затраты на соблюдение требований контроля и улучшить коммуникацию между различными участниками внешнеторговой деятельности. При поддержке Huawei в 2018 г. открыт дата-центр для таможенной службы.

Внедряется проект национального идентификационного номера (Numéro d'Identification National - NIN). Для пенсионеров уже функционирует сервис распознавания лиц (с целью сокращения бумажных процедур для подтверждения права на получение пенсии).

Сайты различных инспекций пока не интегрированы, не представлены данные о проверках и иных мероприятиях, единой информационной системы в этой сфере инспекций нет. Отсутствуют и системы контроля оборота пестицидов и агрохимикатов, алкогольной продукции. Отсутствует реестр недвижимости. Использование онлайн-касс не является обязательным и повсеместным, в основном применяются POS-терминалы (terminal de paiement électronique - TPE).

Единая государственная система хранения и управления данными также отсутствуют, хотя планы ее внедрения разрабатываются. В 2020 г. Министерством почтовой связи и телекоммуникаций была разработана дорожная карта для повышения уровня инвестиций в сектор облачного хранения. Представлено несколько частных решений: например, eBS WebServices (Алжир), AP Cloud (Южная Африка), Icosnet (Алжир), ATM Mobilis (Алжир).

Наиболее перспективные направления сотрудничества с Алжиром - сфера образования (содействие в создании сервисов) и здравоохранения (расширение использования и функционала существующих сервисов), расширение возможностей видеофиксации нарушений ПДД и аварий, участие в разработке государственных систем управления и хранения данных. В числе других возможных направлений - контроль оборота пестицидов и химикатов, алкогольной продукции, реестр недвижимости, расширение возможностей и секторов применения технологий распознавания лиц. Российский опыт может быть востребован также для улучшения функционала сайтов и сервисов, управления доступа, углубления интеграции, защиты данных. 

 

Авторы:
Олеся Калашник;
Язаг Мезиан, выпускник НИУ ВШЭ, ОП "Науки о данных"

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.