Реализм против либерализма

28 января прошёл семинар, на котором слушателям ШБМ предложили сделать первые шаги в изучении теории международных отношений.

Школьникам предстояло проработать те темы, которые уже раньше освещались на предыдущих лекциях, а также узнать много нового. В начале семинара ребятам было предложено поучаствовать в эксперименте "дилемма заключенного". Классическая формулировка условий эксперимента такова:

        Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к 0,5 года. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт? Более подробную информацию можно найти по ссылке.

Интересно то, что в разных семинарских группах эксперимент привел к разным результатам – где-то предательство было совершено обоими участниками эксперимента (что, по сути, и является условием равновесия), а где-то – только одним из них, который, таким образом, получал максимальную выгоду.



      Далее в ходе семинара состоялось обсуждение трактата "К вечному миру" Иммануила Канта и "Мелосского диалога" Фукидида, на примере которых ребята узнали основные характеристики двух парадигм международных отношений - либерализма и реализма. Ведущие семинаров очень творчески подошли к поставленной задаче. Например, Андрей Тарасов отозвался о семинаре так: "В целом же вышло так, что мы с коллегой, Натальей Аскеровой, решили построить семинар на небольшом противостоянии - я выступал сторонником реализма, а она – либерализма. Соотвественно, в некоторых ситуациях мы выдвигали противоположные доводы, что только подогревало интерес школьников."



    Школьники продемонстрировали свой высокий уровень подготовки и активно участвовали в дискуссии. Ведущим семинаров оставалось лишь направлять ребят в нужное русло и иногда помогать в сложных моментах. И проведённый в конце семинара опрос лишь подтвердил, что ребята хорошо усвоили материал.

Авторы материала: Арсений Веденин (3 курс), Андрей Тарасов (3 курс)
Фото Анастасии Сигутиной (3 курс)