Цивилизация решает всё?
По мнению одного из участника семинара, эта тема является особенно актуальной для человека, желающего понять, почему политические меры, которые успешны в одних странах, оказываются совершенно неэффективными в других.
Семинар начался с рассмотрения основных понятий: «дихотомия» и «цивилизация». Слово «дихотомия» мы обычно используем, когда противопоставляем два понятия — например, «дихотомия добра и зла». А вот дать единое определение термину «цивилизация» гораздо сложнее – разные учёные трактовали его по-разному.
В ходе семинара ребята познакомились с основными цивилизационными подходами Данилевского, Шпенглера, Тойнби и Хантингтона, являющихся основными в политической и исторической науках. Каждый из этих учёных по-своему делил человечество на разные цивилизации и, сравнивая различные подходы, старшеклассники смогли лучше понять, как цивилизации формировались и развивались в истории и как культурные различия представителей восточных и западных цивилизаций влияют на отношения между народами на современном этапе.
После сравнения основных подходов, слушателям ШБМ было предложено сравнить Запад и Восток по таким критериям, как отношение к власти и войне, взгляды на логику исторического и экономического развития. Это сравнение показало не только, что между Востоком и Западом есть фундаментальные различия по данным вопросам, но и то, что сам Восток не монолитен: позиции исламской, конфуцианской и индуистской цивилизаций также отличались разительно.
Не осталась без внимания и тема бизнеса в современном мире. Для этого был использован треугольник Льюиса, который относит культуру страны на одну из граней многоугольника в зависимости от принадлежности её к линейной, мультиактивной или к реактивной культуре.
Чтобы закрепить полученные знания на практике, ребятам было предложено на рассмотрение несколько актуальных проблем современных международных отношений: феномен международного терроризма и джихадизма на современном Ближнем Востоке и внешняя политика КНР в Южно-Китайском море. Старшеклассники в ходе открытого обсуждения разобрали эти вопросы не только с позиций уже знакомых им теорий либерализма и реализма, но и при помощи цивилизационных подходов.
Арсений Веденин, проводивший семинар у одной из групп, делится впечатлениями: «Особо хотелось бы отменить уровень аргументов, которые включали в себя знания, полученные на лекциях и на семинаре. В частности, школьники ссылались на понятия суверенитета и национальных интересов, на основные принципы Вестфальского мира».
В конце семинара участники ещё раз подчеркнули важность понимания принадлежности той или иной страны к определённой цивилизации и обобщили материал об основных различиях между регионами мира.
Авторы материала: Арсений Веденин (3 курс), Алла Шлыкова(3 курс), Ксения Ушакова(3 курс).
Фото Аллы Шлыковой