• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЮАР: цифровое государство

Южно-Африканская Республика (ЮАР) – государство на юге Африки, член БРИКС [1]. В ЮАР государственными признаны 11 языков, в том числе английский. Население составляет 60 млн человек, плотность 49 чел/км2. ВВП – 426,2 млрд долл. Индекс человеческого развития – высокий.

Вывод:  По результатам мониторинга ЮАР входит во вторую группу стран, максимально перспективных с точки зрения потенциала привлекательности экспорта цифровых государственных российских решений. Попадание ЮАР во вторую группу обусловлено следующими факторами:

  • ЮАР по результатам мониторинга получила 0,6 баллов из 3 возможных по наличию в ЮАР решений, аналогичных российским по уровню исполнения и распространения, что открывает большие возможности для совместного взаимодействия в части проектирования, реализации и экспертного сопровождения внедрения предложенных решений. Такая оценка позволяет говорить о наличии большого потенциала внедрения российских решений;
  • ЮАР относится к странам с высоким уровнем конкуренции, что может осложнить экспорт российских сервисных решений;
  • в целом потенциал страны с точки зрения внедрения цифровых решений оценивается на среднем уровне. 

Общие показатели потенциала взаимодействия

ЮАР имеет достаточно высокую численность населения, и средний уровень ВВП на душу населения. При этом в ЮАР достаточно высокий показатель проникновения интернета (70% населения пользуются интернетом) — это значимый фактор готовности страны к внедрению цифровых сервисов. Однако в ЮАР достаточно хорошо развиты и представлены готовые цифровые решения. Это подтверждают различные международные рейтинги. Так по данным оценок развития электронного правительства ООН в части индекса развития онлайн сервисов ЮАР получила 0,7 балла из 1,0 возможных, а в соответствии с данными рейтинга Всемирного Банка по цифровизации госуправления, ЮАР попадает во вторую из четырех группу «B». Несмотря на это, потенциал внедрения российских решений может быть реализован в отдельных сегментах индустрии цифровых решений, о чем свидетельствуют результаты проведенного мониторинга.

Оценка наличия цифровых решений

По данным мониторинга НИУ ВШЭ средняя оценка наличия, развития и распространенности выбранных цифровых сервисов в ЮАР – 0,6 из 3 возможных. Этот показатель свидетельствует о полном отсутствии некоторых сервисов или их групп, которые могут быть сформированы на базе готовых российских решений.

1. В части базовых сервисов взаимодействия государства и гражданина оценка по наличию информационных решений составляет еще ниже совокупной по всем сервисам - 0,4 баллов. В стране отсутствует система межведомственного взаимодействия. Портал государственных услуг присутствует, но его основная функция – информационная. При этом для организации предоставления услуг используются параллельно два домена www.gov.za и www.services.gov.za с различной классификацией списка услуг. В то же время возможности получения государственных услуг в электронном виде представлены на децентрализованных портальных решениях по сферам деятельности.

Есть единая точка входа через сайт Правительства ЮАР, откуда посредством ссылок в разрезе услуг для граждан и бизнеса можно попасть на сайты государственных министерств. Сайты министерств схожи по дизайну, но структура унифицирована не для всех разделов. Сквозные ссылки для навигации по услугам не всегда очевидны, что ограничивает удобство пользования сайтом. Не обнаружены сервисы государственной платежной системы. Для организации облачного хранения данных используется инфраструктура и решения частных зарубежных компаний. Не представлена платформа обратной связи и система мониторинга жалоб, а также системы электронных опросов и голосований.

Электронное голосование не предусмотрено законодательством. В марте 2021 года сообщалось, что парламентский портфельный комитет по внутренним делам отклонил два предложения, содержащиеся в законопроекте о внесении поправок в законы о выборах, которые могли бы привести к введению электронного голосования в стране.

2. В ЮАР практически полностью отсутствуют цифровые сервисы социальной сферы. В стране нет цифровых решений в области среднего образования (электронный журнал, дневник, система прохода и питания). В части здравоохранения не обнаружены сервисы записи на прием к врачу, хотя присутствует информационная система ведения медицинских записей.

3. Цифровые системы безопасности из предложенных для анализа в ЮАР отсутствуют почти полностью (0,2 баллов из 3). Из анализируемого перечня информация доступна только в отношении автоматизированной системы пограничного контроля в аэропорте Кейптауна. Внедрение системы распознавания лиц рассматривается в рамках законодательных инициатив и предполагает развертывание биометрической информационной системы ABIS. Система распознавания автомобилей и фиксации нарушений ПДД присутствует, но ее функционал требует уточнения.

4. Портальные и реестровые решения представлены в цифровом пространстве ЮАР на удовлетворительном по нижней границе уровне (1 балл из 3). Максимальные оценки зрелости и распространенности получили сервисы госзакупок, база вакансий и резюме, единый регистр сведений о населении, платформа МСП. В начальной стадии становления находится национальный туристический портал.

Централизованные сервисы статистической информации в структурированном (цифровом) виде отсутствуют. Источники получения статистической информации фрагментарны: 1) статистическое управление ЮАР предоставляет список статистических публикаций. Статистика сгруппирована по темам, местам или показателям; 2) Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства регулярно публикует статистические данные о сельском хозяйстве ЮАР; 3) Налоговая служба ЮАР (SARS) публикует ежегодную налоговую статистику.

5. В ЮАР отсутствует федеральный портал проектов нормативных правовых актов. При этом используется сервис по поиску принятых нормативных правовых актов. Доступен многокритериальный поиск и загрузка документов в формате pdf.

6. В целом на хорошем уровне в ЮАР находятся финансовые сервисы. Лучше всего в стране представлены система «электронный бюджет», аналог платежной системы МИР, сервис электронной налоговой службы. Проект автоматизированной системы биометрической идентификации Abis реализуется с 2016 года. Планируется, что система будет развертываться поэтапно.

7. По части контрольных сервисов в ЮАР функционирует платформа данных дистанционного зондирования Земли Digital Earth South Africa. Технология преобразует архивные спутниковые изображения наблюдения Земли и недавно полученные изображения, которые охватывают 1,2 миллиона квадратных километров суши Южной Африки, стран САДК и других африканских стран, в полезную информацию для решения государственных приоритетов и управления окружающей средой.

Информация об иных исследуемых контрольных сервисах в ЮАР отсутствует, в результате чего агрегированная оценка мониторинга по данной группе сервисов составляет всего 0,3. Потенциал внедрения российских информационных систем в этой области оценивается на высоком уровне.

[1] Межгосударственное объединение пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР

Автор:

Степанов Илья, сотрудник ИГМУ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.