• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ДР Конго: цифровое государство

В Демократической Республике Конго на различной стадии разработки и внедрения находится не менее 35 платформ цифрового государства, при этом на 2022 год ДР Конго находится лишь на 175 месте в рейтинге уровня развития E-Governance ООН. Низкий уровень проникновения интернета (17,6%), другие инфраструктурные ограничения и вооруженные конфликты на значительной части территории страны осложняют развитие цифровых сервисов.

Важную роль в развитии платформ цифрового государства ДР Конго играют программы содействия международных организаций, а также частные конголезские компании (преимущественно, стартапы). В 2019 году принят национальный план цифровизации Horizon-2025

Уровень проникновения интернета в ДР Конго на начало 2022 года составлял 17,6%. Государственные сервисы не интегрированы в единую систему, также заметны пробелы в реализации заявленного функционала.

Многие сайты ведомств созданы относительно недавно (некоторые менее года назад, как, например, система государственных закупок SIGMAP, информация в которой публикуется только с февраля 2022 г.). Недостаток информации, пустые страницы, остаются заметной проблемой. Так, на сайте Генерального таможенного управления раздел «импорта-экспорта», как и многие другие, не заполнен, а раздел Генеральной инспекции труда на сайте Министерства занятости, труда и социального обеспечения - пуст.

E-Gov (электронное Правительство) призвано предоставить гражданам доступ к электронным государственным сервисам, но платформа состоит пока из 1 страницы на официальном сайте Республики, на которой размещены ссылки на 2 внешних сервиса: E-Visa и E-Finance, доступные на несвязанных между собой сайтах ведомств.

E-Finance позволяет скачать формы деклараций или оставить жалобу на злоупотребления, в то время как загрузка, либо заполнение налоговых деклараций происходит на отдельном сайте Генерального налогового управления (Diréction Générale des Impôts) Министерства финансов -I-IMPOTS, сервисы не интегрированы. Также представлена ссылка на Портал статистики государственных финансов (Portail de Condensé des Statistiques des Finances Publiques), однако информация на нем пока отсутствует.

В 2012 году при поддержке Всемирного банка разработан сервис Réseaux du budget participatif (Сеть инициативного бюджетирования). Сервис дал возможность гражданам принять участие в формировании местных бюджетов. Функционал информирования граждан о встречах и актуальных вопросах через смс-сообщения, а также голосования через сообщения используется редко, в основном насущные вопросы решаются на очных встречах. Кроме того, многие граждане вовсе не знают о подобной возможности и поэтому не пользуются электронным сервисом; его развитие остается перспективным направлением.

С участием Всемирного Банка реализованы и другие проекты, такие как разработка Национальной платежной системы в 2014-2020 гг., стоимость которой составила около 27 млн долл., по результатам проекта к системе подключено 16 банков и других финансовых учреждений (цель составляла 22 банка).

Всемирный Банк также поддерживает развитие платформы государственных закупок (SIGMAP), совместно с Африканским Банком Развития, COMESA (региональное интеграционное объединение), и конголезского Национального института статистики (INS).

Государственные сервисы в сфере образования ограничиваются возможностью просмотра результатов государственных экзаменов на сайте Министерства образования Республики. Платформа Vodaeduc функционирует при поддержке Министерства образования и Fondation Vodafone. За счёт поддержки корпорации Vodafone бесплатным для граждан остаётся не только контент, но и трафик при использовании платформы.

Государственные сервисы в сфере здравоохранения отсутствуют или незаметны, при поддержке внешних доноров функционируют частные. Например, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству (SDC) финансирует сервис OpenIMIS (Insurance Management Information System); стартап WapiMED предоставляет возможность подбора врача (в т.ч. есть геоинформационная система) и предварительной оплаты приема.

В сфере законотворчества и правосудия государственные электронные сервисы также отсутствуют. Частный стартап E-Mobeko заявлял функционал просмотра действующих законов, их обсуждения и объяснения законов специалистами. В декабре 2021 года проект победил на хакатоне LEX RDC, организованном при поддержке Meta*, однако сведений о его успешной реализации пока нет. Ряд сайтов предоставляет доступ к отсканированным копиям законов и нормативно-правовых актов: Leganet.CD и DroitCongolais.info, однако на них не представлены подзаконные акты, законопроекты и проекты нормативно-правовых актов, внесение документов в систему не является обязательным. Нет и системы, которая бы обеспечивала информационную поддержку судопроизводства, онлайн-арбитража.

Отсутствует единая национальная информационно-статистическая система. Сбор статистических данных осуществляется отдельными ведомствами и Национальным статистическим институтом (INS), который раз в несколько лет выпускает Статистический справочник, однако функционал сайта ведомства и информация в справочниках часто неполна и устарела.

В ДР Конго пока нет платформ, которые бы обеспечивали контроль дорожного трафика или отслеживание автомобилей. В 2021 году консорциум Uniplaque предложил проект системы автоматического распознавания номерных знаков, однако информация о стадии его реализации отсутствует.

На первый квартал 2024 года запланировано введение в эксплуатацию первого в стране дата-центра южноафриканской Raxio Group, анонсирован сервис управления данными и облачное хранилище. Помимо ДР Конго, дата-центры компании находятся также в Анголе, Эфиопии, Кот-д'Ивуаре, Мозамбике, Танзании и Уганде.

Система онлайн-голосования отсутствует. Попытки тестирования электронного голосования в 2018 году вызвали протесты общественности (подсчет голосов проводился также и вручную, затем результаты сравнивались), тем не менее, на выборах 2023 года тестирование будет продолжено. С учётом огромной площади страны (~4 Франции), низкого уровня развития транспортной инфраструктуры и локальных конфликтов, внедрение платформы для онлайн-голосования остаётся важной задачей.

Отсутствует электронная система регистрации контрольно-надзорных мероприятий, не работает даже сайт Инспекции труда. Ощущается нехватка информационной системы в области ветеринарии.

Насущной необходимостью становится автоматизация таможенного контроля, пока цифровизация ограничивается платформой SYDONIA World, доступной в большинстве таможенных пунктов страны (позволяет заполнять данные: даты вылета-прилета, место отправления, товар, масса и пр.), и внедряется система одного окна для таможенного оформления грузов -GUICE (Guichet Unique Integral du Commerce Extérieur), в 2013 году концессия на создание системы была предоставлена консорциуму Bureau Veritas BIVAC/Soget. Компанией-оператором является SEGUCE (Société d’Exploitation du Guichet Unique du Commerce Extérieur). 

В мае 2022 года на конференции генеральных директоров таможенных служб стран Западной и Центральной Африки (с участием ДР Конго) обсуждалась необходимость повышения степени цифровизации таможенных служб с целью углубления региональной интеграции. 

В числе перспективных направлений сотрудничества с ДР Конго в сфере цифровизации государственных сервисов, - сферы здравоохранения, образования, законодательства и правосудия.

 


Авторы:
Олеся Калашник
Поль Мари Мутамба Мвени, студент НИУ ВШЭ, ОП "Социология и социальная информатика"



 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.