Кения: цифровое государство
По состоянию на 2022 г., Кения находится на 113 месте в рейтинге ООН по уровню развития E-Governance, что можно считать высоким результатом по сравнению с остальными государствами Африки южнее Сахары (выше позиции в рейтинге только у ЮАР, Ганы, Сейшел и Маврикия). Важную роль в развитии платформ цифрового государства Кении играют программы содействия международных организаций и транснациональных компаний, а также частные кенийские компании (стартапы). Цифровизация занимает значимое место в плане Kenya Vision 2030, принят также отдельный план по цифровизации - Information Communication Technology (ICT) Digital Masterplan 2022-2032.
Несмотря на относительно высокий уровень развития сервисов цифрового государства, сайты ведомств и порталы выполнены в большинстве случаев в разном дизайне. Некоторые сайты, помимо версии на английском, имеют также версию на суахили. Кроме того, ряд сайтов, к примеру, сайт Ветеринарного Управления предлагает автоматический перевод на другие языки, в т.ч. на русский.
Многие платформы требуют доработок в части реализации заявленного функционала, а также базовых потребностей пользователя. Так, портал госуслуг e-Citizen объединяет далеко не все платформы цифрового государства, на сайте платформы подачи обращений и жалоб (Commission on administrative justice) отсутствуют надлежащие механизмы и единые формы подачи жалоб, а платформа МСП (Micro & Small Enterprises Authority) предоставляет только справочную информацию.
Цифровой сервис в сфере здравоохранения National Hospital Insurance Fund не предусматривает онлайн-записи к врачу, а только предоставляет справочную информацию о больницах и страховании. Государственные сервисы в сфере образования на данный момент представлены платформой National Education Management Information System, которая отслеживает мобильность учащихся и преподавательского состава. В личном кабинете доступен электронный дневник учащегося, однако отсутствует функционал для размещения образовательного контента..
Цифровые сервисы автоматизированного паспортного контроля, единой системы идентификации и единой биометрической системы на данный момент реализованы не в полной мере.
Национальная интегрированная система управления идентификацией Кении (NIIMS)предназначена для создания национального регистра населения. Все зарегистрированные лица будут иметь служебный номер т.н. Huduma Namba и карту Huduma. Для получения карты биометрическая регистрация. По состоянию на февраль 2023 г., программа реализована не в полной мере, поскольку значительная часть населения Кении карточки не получила. По словам правительства, в дальнейшем Huduma Namba будет необходим для доступа к любым услугам, включая получение удостоверения личности, паспорта, водительских прав и проч.
Анализ источников выявил, что несмотря на высокий спрос на цифровизацию, судя по множеству неоконченных проектов и ряду проблем в функционале платформ, ресурсов для реализации всех заявленных инициатив пока недостаточно. Такие сервисы как онлайн-кассы, объединенная диспетчерская система, дистанционное зондирование земли, система контроля оборота пестицидов и агрохимикатов, общенациональная база вакансий и резюме, единый реестр контрольных надзорных мероприятий и система хранения и управления делами арбитражных судов в стране отсутствуют.
Перспективными направлениями развития могут также стать: расширение функционала единого портала государственных услуг, электронное голосование (опросы), единые государственные сервисы поддержки образовательного процесса (электронный дневник, системы прохода и питания в школах), сервисы в сфере здравоохранения, регулирования дорожного движения и автоматизации таможенного контроля.
Николай Головко
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.