• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нигерия: цифровое государство

На 2022 г. в рейтинге уровня развития электронного госуправления ООН Нигерия занимает 140 место (18 место в Африке, EGDI = 0,45).

Вклад сектора ИКТ в валовой национальный продукт Нигерии за последние 10 лет увеличился с 7,5% до 13%.

Исполнительный секретарь (СЕО) Нигерийской комиссии по связи (Nigerian Communications Commission) Умар Гарба Данбатта (Umar Garba Danbatta) на общем собрании Университета Фонтейна (Осогбо, штат Ошун) заявил, что на Нигерию приходится 82% абонентов телекоммуникационных услуг и 29% пользователей интернета в Африке (11 место в мире на 2020 год). Профессор Гарба не процитировал источник, но цифра, очевидно, заимствована из Коммерческого путеводителя, подготовленного Министерством торговли США. Первоисточник, впрочем, может содержать опечатку, и верная цифра, скорее всего — 28%. 

К концу 2022 г. доступ к интернету имело 155 миллионов нигерийцев. С конца 2018 г. этот показатель увеличился на 43 миллиона.

В числе ключевых факторов, сдерживающих развитие цифрового госуправления, инфарструктурный — низкий уровень доступа к электроснабжению, низкий уровень проникновения оптоволоконных сетей и wi-fi. Подавляющее большинство населения (>99%) пользуется интернетом через SIM-карты, стабильность работы сетей мобильной связи также ограничена перебоями электроснабжения. Так, сотрудники даже крупных IT-компаний вынуждены пользоваться дизельными электрогенераторами. 

Другим препятствием для внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления остаётся низкий уровень доверия граждан к правительству. Национальная комиссия по управлению идентификацией (National Identity Management Commission, NIMC) в 2014 г. начала реализацию программы по внедрению национального электронного удостоверения личности (e-ID). Оно представляет собой пластиковую карту с уникальным идентификационным номером (National Identity Number, NIN) и записанными на чип биометрическими данными о человеке. К июню 2022 г. в базе данных было собрано 82,73 миллиона анкет. Однако из-за посредственного участия населения регистрация в системе отстает от плана. В декабре 2020 г. президентским указом операторов мобильной связи обязали привязать NIN ко всем активным SIM-картам в стране. Население восприняло эту меру как попытку контроля со стороны государства. Подогревают опасения и публикации частных газет, например, намек на утерю NIMC 7,9 миллионов регистрационных анкет в Nigeria Tribune.

Рисунок 1. e-ID https://nimc.gov.ng/the-e-id-card/   

В Нигерии функционирует не менее 19 платформ цифрового государства, уровень развития 12 из них может быть оценён как средний или высокий. Еще не менее 4 сервисов находятся в стадии проектирования (Nigeria e-Government Interoperability Framework, eSignature, e-Voting Nigeria, ITS Nigeria). В развитии как минимум 3 сервисов участвуют иностранные и международные организации: ЮНИСЕФ, HISP Centre (Норвегия), DERMALOG (Германия).

В Нигерии развивается производство цифровых устройств и ПО.

Единый портал госуслуг 1-Gov находится на начальной стадии развития. Пользователям доступна общая информация о государственных услугах 3 категорий: для граждан, неграждан и предпринимателей. Подавляющее большинство заявленных в рамках портала возможностей пока недоступны, портал близок по уровню развития к демо-версии. При выборе услуги происходит переадресация на сайт соответствующего ведомства. Для ряда услуг размещены формы запросов, однако заполнить их пользователь не может, большинство элементов портала отрисованы, но не функционируют, много пустых страниц. С момента создания сайт набрал меньше 3 миллионов просмотров, что свидетельствует о низкой осведомленности населения о едином портале госуслуг.

Развитие электронного межведомственного взаимодействия входит в планы правительства Нигерии. Ещё в 2019 г. Национальное агентство по развитию информационных технологий опубликовало рекомендации по его развертыванию.

Национальная ассамблея уже несколько раз принимала проекты законов об электронном голосовании, но Президент Мохаммаду Бухари отклонил их, в связи с этим разработка платформ для электронного голосования не ведётся.

Развиваются инновационные платежные платформы, которые позволяют совершать операции с криптовалютами, производить кредитование и страхование, управлять активами через интернет-сайты и мобильные приложения. Центральный банк Нигерии (Central Bank of Nigeria, CBN)  издал циркуляр, который регулирует режим лицензирования операторов платежных систем, и стратегию развития платежных систем в стране до 2025 года (Nigeria Payments System Vision 2025). Представленная государством платежная система PayGov на практике не работает. Вместо нее нигерийцы пользуются высокоразвитой платежной платформой Remita, разработанной нигерийской компанией SystemSpecs и лицензированной CBN. Инновационность и доступность Remita отмечены двумя наградами на Международной конференции по финансовой доступности в 2022 г.

Общедоступный сервис Nigeria Budget Info предоставляет в упрощенной форме доступ к бюджетам и связанным с ними данным о государственных финансах. Широко востребованы банковская биометрическая система (BVN) и электронная налоговая служба (TaxPro Max).

Биометрическое сканирование осуществляется в аэропортах при международных вылетах.

В сфере цифровизации школьного образования доминируют решения частного сектора. Единой образовательной цифровой платформы не существует, зато есть множество коммерческих решений с адекватным функционалом, их заказчиками выступают в основном частные школы. Решения для контроля прохода и питания в государственных школах не внедрены.

В числе успешных примеров реестровых и портальных решений — единый реестр юрлиц (Nigerian Corporate Registry), единая платформа госзакупок (Electronic Public Procurement), электронная библиотека поддержки малого и среднего бизнеса (SME Digital Platform). Эти порталы интерактивны, интуитивно понятны, обладают удобным поиском. Однако часть заявленных разделов пустует. Функционирует реестр сведений о населении с возможностью быстрой регистрации новорожденных по смс (Rapid SMS).

В публичном доступе отсутствуют единые государственные правовые системы. Собственные базы данных развивают частные корпорации и консультанты. Законотворческий процесс и делопроизводство все еще опирается на бумажные носители информации.

Только предстоит развитие систем контроля. Нет ни одного сервиса, который бы хранил информацию о государственных инспекциях, обеспечивал учет оборота продукции, или же помогал вести фитосанитарный и ветеринарный надзор. 

Среди перспективных направлений сотрудничества российских разработчиков с Нигерией — сфера образования (содействие в разработке и внедрении сервисов) и здравоохранения (расширение функционала существующих сервисов). Могут представлять интерес сервисы по видеофиксации нарушений ПДД и аварий, управление централизованной системой хранения данных. В числе других возможных направлений — контроль оборота пестицидов и химикатов, алкогольной и иной продукции, создание реестра недвижимости, расширение возможностей и областей применения технологий распознавания лиц, разработка государственной информационной системы в области ветеринарии.


Авторы:

Пшеничникова Ангелина, студентка НИУ ВШЭ ОП "Международные отношения";

Рудакова Василина, студентка магистратуры НИУ ВШЭ ОП “Мировая экономика”; сотрудник Центра изучения Африки

Бамгбосе Олатунджи Джошуа, студент НИУ ВШЭ ОП "Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии".


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.