«Время России задавать курс»: От России в G20 мало чего ждут, однако если группе просто удастся собраться – это уже успех
Эксперты обратили внимание на то, что половина председательства России в «двадцатке» уже завершилась, но основная половина – Саммит в Санкт-Петербурге – впереди, поэтому затронутая проблема стратегии поведения России в G 20 является крайне актуальной.
Николай Злобин, президент Центра глобальных интересов, обратил внимание на то, что подготовленный Центром доклад адекватен, так как в нем находят отражение позиции американской и значительной части западной глобальной элиты по поводу российского лидерства в «Большой двадцатке» и российского лидерства в международных организациях. Он написан в очень американском стиле – так пишут доклады для Белого дома – и его задача помочь российской команде, которая готовит Россию к «Большой двадцатке», адекватно представить, что же о них думают со стороны.
Также Николай Злобин обратил внимание на то, что выводы доклада – это целиком авторская позиция его создателей – Марка Медиша и Даниэла Лучича.
Даниэл Лучич считает, что постепенно проблемы, которые рассматривала «Большая восьмёрка», теряли актуальность, так как группа не представляла интересов большей части населения планеты. G 20 покрывает более 80% мирового ВВП и 2/3 населения мира, и с точки зрения легитимности G 20 имеет гораздо больше оснований, для того чтобы стать форумом для всего населения мира. Другой вопрос – об эффективности. Чем крупнее организация, тем сложнее ею управлять – это вызов для G 20.
Эксперт также отметил, что ожидания относительно «Большой двадцатки» занижены, в том числе из-за председательства в ней России, так как у России нет какой-либо сформированной репутации или истории председательства в крупных организациях, поэтому страны не ожидают ничего хорошего. Три основных вопроса, которые могут стать приоритетными темами – это продовольственная проблема, экологическая проблема, связанная с климатическими изменениями, и вопросы торговли. Все эти вопросы уже поднимались членами «двадцатки» ранее, однако оставались на периферии обсуждения. Но именно это дает шанс – даже небольшой прогресс будет рассматриваться как неожиданный успех.
Сергей Дубинин, председатель наблюдательного совета ОАО «ВТБ-банк» , обратил внимание на то, что ранее организаций, подобных G 20 не было, так как группа включает в себя страны, которые по определению обречены, скорее, на противостояние, чем на согласование позиций – это, условно, группа стран БРИКС и, условно, развитые страны. Сильная сторона организации - это реализм. В составе группы нет каких-то органов, которые бы пытались играть роль мирового правительства, что важно. Реально отношения сейчас складываются между странами, не между группировками стран, и это сохранится на ближайшее десятилетие. Такое положение способствуют двум сценариям развития: с одной стороны, это ведет к определенному расхождению и расколу в силу различной экономической динамики стран-участников, тем не менее, странам удалось в период кризиса договориться и избежать валютных войн и любых видов торговых войн, формирования блоков. С другой стороны, есть тенденции к созданию единых стандартов, прежде всего, финансовых: деятельность Базельского комитета по банковскому надзору, создание общих стандартов для развития банковских систем во всех странах мира. Позиция России может быть неоднозначной: она может работать над углублением раскола и присоединением к одной группе стран «во главе» БРИКС, либо пытаться сыграть на консолидацию, на выработку общих стандартов.
Россия предлагает перейти к вопросам стимулирования инвестиций, экономического роста, однако более-менее внятного плана, как стимулировать экономический рост, нет, к сожалению, ни у российской команды, ни в мире. Поэтому для России будет важно ни обеспечить какой-то прорыв, а сохранить атмосферу сотрудничества и поддержать механизмы согласования – это уже будет достижение.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ, обратил внимание на то, что сегодня мало кто понимает смысл существования «двадцатки»: так получилось, что она сыграла ключевую роль в период кризиса. Когда мировая экономика была на самом дне, все объединились, сжались и приняли небольшой набор решений, а после этого ситуация начала улучшаться и страны неожиданно поняли, что их ничто не объединяет. Все-таки клуб должно что-то объединять кроме размера – слишком разные страны в этой группе собрались. Но мир меняется и становится глобальным с точки зрения экономика. Для бизнеса не существует национальных границ и национального регулирования, и в этих условиях задача «двадцатки» в усилении имеющихся институтов – МВФ, ВТО, Всемирного банка – и «двадцатка» могла бы стать держателем контрольного пакета при управлении этими организациями.
По словам Алексашенко, Россия все пытается делать в одиночку и не проявляет ни малейшей инициативы, чтобы войти в переговоры. У России за всю историю МВФ не было ни одного чиновника группы «Б» - мы даже не пытаемся быть представленными в этих организациях. Для России главная проблема – отсутствие содержательности. Там, где есть ее явные интересы – Россия не предпринимает ни малейших усилий к кооперации.
Авторы доклада:
Марк МЕДИШ – президент «Гуггенхайм Интернэшнл» (Guggenheim International, LLC); старший директор Совета национальной безопасности США по России, Украине и Евразии в 2000-2001 гг.; бывший советник президента Билла Клинтона;
Даниэль ЛУЧИЧ – старший советник "Гуггенхайм Интернэшнл"; бывший помощник министра финансов США по международной торговле и инвестициям;
В обсуждении приняли участие:
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики; Сергей Дубинин, председатель наблюдательного совета ОАО «ВТБ-банк», бывший Председатель ЦБ РФ в 1995-1998 гг.; Николай Злобин, профессор, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (бывший Центр оборонной информации США, Вашингтон), президент Центра глобальных интересов; Федор Лукьянов, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
Контактная информация
Елена Сироткина
Тел. + 7 (916) 701-47-25
e - mail: sirotkina. elena @ gmail. com