Андрей Александрович Исэров стал заместителем декана по учебной работе

Андрей Александрович Исэров назначен заместителем декана ФМЭиМП НИУ ВШЭ по учебной работе. Игорь Георгиевич Ковалев, занимавший пост первого заместителя декана и курировавший образовательный процесс всего факультета более двадцати лет, теперь будет занимать пост советника декана и научного руководителя программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии». В качестве советника в обязанности Игоря Георгиевича будут входить консультации и советы по всем аспектам образовательного процесса и взаимодействия со студентами.
Команда международного креативного центра ФМЭиМП провела интервью с А.А. Исэровым. Из него можно узнать про профессиональное становление Андрея Александровича, его международный и научно-исследовательский опыт, некоторые планы на будущее, а также о моменте мировой истории, в котором Андрей Александрович хотел бы оказаться.
Андрей Александрович, поздравляем Вас с вступлением в должность заместителя декана по учебной работе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ! Прежде чем мы спросим Вас о планах на будущее, давайте поговорим о Вашей биографии.
— Андрей Александрович, Вы окончили исторический факультет МГУ, имеете учёную степень по истории. Расскажите, пожалуйста, как сформировались Ваши научные интересы? Почему Вы решили стать историком?
Сейчас думаю, что моё решение в значительной степени было определено общественными умонастроениями конца 1980-х гг., которые я уловил младшим школьником. Наверное, через какое-то время наше поколение отечественных историков станет напишет свою «эгоисторию» – интересно будет сопоставить. Из подобных иностранных текстов мне, наверное, в годы студенчества и аспирантуры было бы ближе «Время истории» (1954) Филиппа Арьеса (1914–1984), изданное у нас в 2011 г. в переводе М. С. Неклюдовой.
— Расскажите, пожалуйста, про Ваш международный опыт преподавания (например, в парижской EHESS) и исследовательский международный опыт.
Студенты в конечном итоге везде похожи. Мой опыт преподавания за рубежом не столь велик, но самый памятный – чтение курса в бразильском Федеральном университете Минас-Жерайс в Белу-Оризонти (UFMG) в сентябре 2024 г. (за приглашение благодарен проректору по международным делам Азизу Туффи Салибе). Как я узнал, уже прилетев в Белу-Оризонти, в университете состоялась забастовка, академический год оказался сдвинут – следовательно, мой курс неожиданно пришёлся на каникулярное время. Вот почему на занятиях остались только самые сильные, думающие студенты!
В работе историка самое интересное и плодотворное занятие – архивный поиск. Можно долго рассказывать про интересные архивные находки – и в отечественных архивах, и за рубежом, в разных странах. К примеру, в 2018 г. одну из лекций в EHESS я читал в марсельском отделении – и воспользовался этим приглашением в Марсель и чтобы посмотреть город, и чтобы ездить в соседний Экс-ан-Прованс, где занимался в Национальном заморском архиве (Archives nationales d’outre-mer).
— Какие Вы видите основные направления развития образовательной сферы факультета в ближайшие годы?
Главная задача – понять, что нужно менять в учебных планах, чтобы соответствовать меняющимся технологиям (искусственный интеллект, в частности, научился переводить тексты), и меняющемуся рынку труда.
— Какие приоритеты вы ставите перед собой в новой должности заместителя декана по учебной работе?
Обеспечение гладкости учебного процесса, участие в развитии учебных планов и образовательных программ.
— Как вы балансируете академическую, научную и административную нагрузку?
Это не всегда легко. Стараюсь не терять времени, читать в любую удобную минуту и, главное, всё время думать – и всегда, даже в не очень удобных условиях, записывать приходящие в голову мысли и фрагменты текста. Без самодисциплины ничего не получится – это, впрочем, верно для любой человеческой деятельности.
— Как вы собираетесь выстраивать диалог со студентами — особенно в контексте обратной связи по курсам?
Буду читать отзывы студентов и думать, как найти равновесие между взглядом студента, взглядом преподавателя и требованиями образовательной программы.
— Если заглянуть на 5–10 лет вперёд: каким Вы видите факультет мировой экономики и мировой политики с точки зрения качества учебного процесса?
Не скажу ничего необычного: главное – умные и требовательные преподаватели. Нужно ещё, конечно, чтобы были сильные студенты, но вот это зависит уже не только от нас, но и от школьной системы в нашей стране, а также в других странах, откуда к нам приезжают учиться.
Блиц «5 вопросов учёному»
Страна, куда хочется вернуться снова?
Сирия. Я был там в мае 2006 г., ещё до страшной катастрофы.
Какой научный термин Вы используете чаще всего?
Не знаю. Не хотелось бы, впрочем, сводить написанное к одному слову.
Момент в истории, в котором Вы бы хотели оказаться?
В Москве перед самым началом Первой мировой войны.
Научный миф, с которым Вы бы с удовольствием поспорили?
Миф – слишком резкое слово. Но среди разных представлений, которые мне представляются упрощёнными и сильно влияющими на общественное сознание, разного рода выводы из «Протестантской этики и духа капитализма» Вебера (1905). И вообще объяснения событий и процессов, авторы которых слишком ретиво используют слова «культура» и «менталитет».
Какой философский вопрос волнует Вас больше всего?
Как, очевидно, каждого человека: существует ли Бог или – в другой трактовке – есть ли в жизненном потоке, органическом и неорганическом, высший смысл.