• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Андрей Александрович Исэров стал заместителем декана по учебной работе

А.А. Исэров назначен заместителем декана по учебной работе, И.Г. Ковалев становится советником декана и научным руководителем программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи

Андрей Александрович Исэров стал заместителем декана по учебной работе

Андрей Александрович Исэров назначен заместителем декана ФМЭиМП НИУ ВШЭ по учебной работе. Игорь Георгиевич Ковалев, занимавший пост первого заместителя декана и курировавший образовательный процесс всего факультета более двадцати лет, теперь будет занимать пост советника декана и научного руководителя программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии». В качестве советника в обязанности Игоря Георгиевича будут входить консультации и советы по всем аспектам образовательного процесса и взаимодействия со студентами. 

Команда международного креативного центра ФМЭиМП провела интервью с А.А. Исэровым. Из него можно узнать про профессиональное становление Андрея Александровича, его международный и научно-исследовательский опыт, некоторые планы на будущее, а также о моменте мировой истории, в котором Андрей Александрович хотел бы оказаться. 


Андрей Александрович, поздравляем Вас с вступлением в должность заместителя декана по учебной работе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ! Прежде чем мы спросим Вас о планах на будущее, давайте поговорим о Вашей биографии. 
— Андрей Александрович, Вы окончили исторический факультет МГУ, имеете учёную степень по истории. Расскажите, пожалуйста, как сформировались Ваши научные интересы? Почему Вы решили стать историком? 

Сейчас думаю, что моё решение в значительной степени было определено общественными умонастроениями конца 1980-х гг., которые я уловил младшим школьником. Наверное, через какое-то время наше поколение отечественных историков станет напишет свою «эгоисторию» – интересно будет сопоставить. Из подобных иностранных текстов мне, наверное, в годы студенчества и аспирантуры было бы ближе «Время истории» (1954) Филиппа Арьеса (1914–1984), изданное у нас в 2011 г. в переводе М. С. Неклюдовой.

— Расскажите, пожалуйста, про Ваш международный опыт преподавания (например, в парижской EHESS) и исследовательский международный опыт.
Студенты в конечном итоге везде похожи. Мой опыт преподавания за рубежом не столь велик, но самый памятный – чтение курса в бразильском Федеральном университете Минас-Жерайс в Белу-Оризонти (UFMG) в сентябре 2024 г. (за приглашение благодарен проректору по международным делам Азизу Туффи Салибе). Как я узнал, уже прилетев в Белу-Оризонти, в университете состоялась забастовка, академический год оказался сдвинут – следовательно, мой курс неожиданно пришёлся на каникулярное время. Вот почему на занятиях остались только самые сильные, думающие студенты!
В работе историка самое интересное и плодотворное занятие – архивный поиск. Можно долго рассказывать про интересные архивные находки – и в отечественных архивах, и за рубежом, в разных странах. К примеру, в 2018 г. одну из лекций в EHESS я читал в марсельском отделении – и воспользовался этим приглашением в Марсель и чтобы посмотреть город, и чтобы ездить в соседний Экс-ан-Прованс, где занимался в Национальном заморском архиве (Archives nationales d’outre-mer).

—  Какие Вы видите основные направления развития образовательной сферы факультета в ближайшие годы?
Главная задача – понять, что нужно менять в учебных планах, чтобы соответствовать меняющимся технологиям (искусственный интеллект, в частности, научился переводить тексты), и меняющемуся рынку труда.

— Какие приоритеты вы ставите перед собой в новой должности заместителя декана по учебной работе?
Обеспечение гладкости учебного процесса, участие в развитии учебных планов и образовательных программ.

— Как вы балансируете академическую, научную и административную нагрузку? 
Это не всегда легко. Стараюсь не терять времени, читать в любую удобную минуту и, главное, всё время думать – и всегда, даже в не очень удобных условиях, записывать приходящие в голову мысли и фрагменты текста. Без самодисциплины ничего не получится – это, впрочем, верно для любой человеческой деятельности.

— Как вы собираетесь выстраивать диалог со студентами — особенно в контексте обратной связи по курсам?
Буду читать отзывы студентов и думать, как найти равновесие между взглядом студента, взглядом преподавателя и требованиями образовательной программы.

— Если заглянуть на 5–10 лет вперёд: каким Вы видите факультет мировой экономики и мировой политики с точки зрения качества учебного процесса?
Не скажу ничего необычного: главное – умные и требовательные преподаватели. Нужно ещё, конечно, чтобы были сильные студенты, но вот это зависит уже не только от нас, но и от школьной системы в нашей стране, а также в других странах, откуда к нам приезжают учиться.

 

Блиц «5 вопросов учёному» 
Страна, куда хочется вернуться снова?

Сирия. Я был там в мае 2006 г., ещё до страшной катастрофы.

Какой научный термин Вы используете чаще всего?

Не знаю. Не хотелось бы, впрочем, сводить написанное к одному слову.

Момент в истории, в котором Вы бы хотели оказаться?

В Москве перед самым началом Первой мировой войны.

Научный миф, с которым Вы бы с удовольствием поспорили?

Миф – слишком резкое слово. Но среди разных представлений, которые мне представляются упрощёнными и сильно влияющими на общественное сознание, разного рода выводы из «Протестантской этики и духа капитализма» Вебера (1905). И вообще объяснения событий и процессов, авторы которых слишком ретиво используют слова «культура» и «менталитет».

Какой философский вопрос волнует Вас больше всего?

Как, очевидно, каждого человека: существует ли Бог или – в другой трактовке – есть ли в жизненном потоке, органическом и неорганическом, высший смысл.