• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол на тему «Современные стратегии преподавания арабского языка в школе и вузе: опыт и перспективы»

Круглый стол состоялся 24 октября на двух площадках – в НИУ ВШЭ и в Академии наук Республики Татарстан в формате телемоста, с возможностью онлайн участия. Организаторами научно-методического мероприятия выступили Школа востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и Академия наук Республики Татарстан.

Круглый стол собрал представителей научного сообщества и ведущих учреждений высшего и среднего образования, в которых преподается арабский язык. 
Актуальность тематики круглого стола определилась текущей общественной повесткой: арабский язык приходит в российскую школу. 

С приветственными обращениями перед собравшимися выступили вице-президент Академии наук Республики Татарстан Айнур Ахатович Тимерханов, декан ФМЭиМП Анастасия Борисовна Лихачева и Глава представительства Лиги арабских стран в Российской Федерации Посол Валид Хамид Шилтаг.
Выступавшие отметили заметный рост интереса к изучению арабского языка в Российской Федерации в ответ на возрастающие запросы общества на подготовку квалифицированных специалистов, владеющих арабским языком, и закономерность этого процесса в эпоху укрепления связей России с государствами Арабского Востока во всех сферах сотрудничества.  Вице-президент Академии наук Республики Татарстан Айнур Ахатович Тимерханов рассказал об уникальном историческом опыте Татарстана в развитии арабистики в России и о вкладе ученых и преподавателей-методистов республики уже на современном этапе в становление системы преподавания арабского языка в средней школе. Декан ФМЭиМП НИУ ВШЭ Анастасия Борисовна Лихачева отметила, что вопросы подготовки востоковедов, в том числе арабистов, занимают центральное место в научно-образовательной повестке факультета, указав, что проведение научно-методического форума с целью выработки подходов к преподаванию арабского языка в школе и обеспечения преемственности программы «школа-вуз» является весьма своевременным и актуальным. Г-н Посол Валид Хамид Шилтаг, обращаясь к собравшимся на арабском языке, подчеркнул, что работа круглого стола проходит в особый период – период подготовки российско-арабского саммита, который состоится впервые и пройдет в Москве 15 октября с. г. Отношения между Россией и арабскими странами в образовательной сфере развиваются быстрыми темпами, отметил г-н Посол, и представительство ЛАГ в России будет всемерно способствовать их укреплению и расширению, включая сотрудничество с ведущими востоковедными вузами в организации стажировок студентов и преподавателей в странах изучаемого языка.
Все выступавшие выразили благодарность Академии наук Республики Татарстан и Школе востоковедения НИУ ВШЭ за организацию мероприятия с важной и своевременной повесткой.
В работе круглого стола, проходившей в рамках двух сессий, модераторами которых выступили  заместитель руководителя Школы востоковедения НИУ ВШЭ Л. А. Зелтынь и проректор Российского исламского университета Р. Р. Закиров, были представлены доклады представителей ведущих учебных заведений из разных городов России, в том числе – учителей-практиков, преподающих арабский язык в школе.
С докладами выступили: Мингазова Н. Г., заведующая кафедрой арабистики, исламоведения и афро-азиатских исследований ИМОиВ, КФУ и Закиров Р. Р., проректор Российского исламского института – на тему «Специфика разработки федеральной программы по арабскому языку для школьников», Клячина Т. В., научный сотрудник Центра исламоведческих исследований АН Республики Татарстан – на тему «Виртуальная среда обучения арабскому языку: педагогические возможности и ограничения», Соловьёва Е. Н., доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ, преподаватель-методист Лицея НИУ ВШЭ – на тему «Преподавание арабского языка в профильной школе (на примере Лицея НИУ ВШЭ)», Магомедов А. А., и.о. заведующего кафедрой арабского языка ДГУ,  – на тему: «Опыт проведения олимпиад среди школьников: материалы и критерии оценивания», Ильина Ю. И., старший преподаватель, РАНХиГС, на тему – «Программа по арабскому языку (4 года обучения) как язык специализации и второй иностранный язык: программа, пособия, проблемы», Рамазанова Р. Т., и.о. заведующего кафедрой восточных языков ЧГПУ, на тему – «Учебники арабского языка для начальной школы: обзор и анализ», Громова А. В., старший преподаватель ИСАА МГУ имени М. Ломоносов и Школы востоковедения НИУ ВШЭ – на тему: «Аутентичные школьные учебники как ресурс для преподавания восточного языка в вузе: плюсы и минусы», Хасаншина Л. В., учитель школы «Адымнар–Казань,– на тему: «Индивидуальные подходы в преподавании арабского языка: как учитывать особенности каждого ученика» и Тер-Саакова А. Г., старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, – на тему «Вызовы и решения при разработке программ дополнительного профессионального образования для учителей арабского языка».
По тематике докладов, в соответствии с обычной практикой методических встреч по вопросам преподавания арабского языка, развернулась оживленная дискуссия, в которой приняли участие преподаватель кафедры восточных языков МГЛУАльбеков И. М., доцент кафедры арабской филологи СПбГУ Берникова О. А.,  преподаватель КФУ М. Аль-Аммари, доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ Салгиреев А. М., специалист ЧПГУ, преподаватель школы «Дом знаний» (г. Грозный) Хадисов С. Р.
В заключение встречи ее участники поддержали предложение руководителя научно-образовательной секции исследований Ближнего Востока и Северной Африки Школы востоковедения НИУ ВШЭ А. В. Зелтыня об организации постоянно действующего научно-методического семинара «Современные стратегии преподавания арабского языка в школе и вузе: опыт и перспективы» и проведении следующего круглого стола в рамках семинара в конце ноября с. г.
Организаторы круглого стола выражают благодарность студенту 4 курса образовательной программы Востоковедение ФМЭиМП НИУ ВШЭ Кириллу Иванову, выступившему переводчиком приветственной речи главы представительства ЛАГ г-на Посла Валида Хамида Шилтага с арабского языка на русский.