• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция А.Н.Ланькова «Объединение Кореи: как мечта и как кошмар»

12 февраля на факультете МЭиМП НИУ ВШЭ прошла лекция ведущего специалиста по Северной Корее, кандидата исторических наук Андрея Николаевича Ланькова.

В ходе лекции эксперт рассказал о возможности объединения двух Корей и потенциальных путях развития подобного международного сюжета.

Для тех, кто не смог присутствовать на встрече видеозапись по ссылке: http://video.wehse.ru/web/faculty/20200212/

Слово «объединение» имеет в корейском обществе исключительно положительные коннотации. Министерство по делам КНДР в Южной Корее именуют министерством объединения, северокорейских разведчиков – его работниками. Однако в действительности идеи воссоздания единого государства уже с 70-х годов прошлого века отошли на второй план.

«К идее объединения двух Корей относятся так же, как христиане относятся к идее второго пришествия – это когда-то случится, но это не должно влиять на реальное поведение человека»

Как же произойдёт это объединение? Рядовой житель Южной Кореи ответит вам так: «В один прекрасный день Президент республики Корея и Главный начальник Северной Кореи договорятся об объединении. Возможно, это произойдет через переходный период конфедерации». Можно ли воспринимать такие идеи всерьез? Однозначный ответ – нет.

Такую конфедерацию погубит разрыв в уровне доходов между странами: ВВП Южной Кореи превосходит ВВП Северной в 25 раз. Это самый большой разрыв между двумя государствами с общей сухопутной границей. Кого обвинят в экономическом отставании? Власть. «Списать» все неудачи на предшественников не удастся – мешает наследственная система передачи власти. В этих обстоятельствах максимальная изоляция северокорейцев от внешнего мира – здравый политический расчет, спасающий страну от революции. Итак, единственным возможным вариантом объединения является жесткое объединение на условиях одной из сторон – фактически завоевание.

«Для меня, – замечает Андрей Ланьков, – объединение Корей будет интересным экспериментом, а для северокорейской элиты – игра со смертью. Они едут на голодном тигре и никогда об этом не забывают».

Фактор экономической неэффективности Севера является куда более значимым, чем отсутствие политических или личных свобод в Северной Корее, поскольку именно наличие экономического разрыва делает систему нестабильной. Начавшись с банальной уличной драки или инсульта у вождя, беспорядки вполне могут привести к революции. Падание режима в Северной Корее станет серьезной региональной катастрофой. Северокорейская элита в революции будет биться до конца, понимая, что в новой системе они могут лишиться не только власти, но и будущего.

Власти Северной Кореи принимают меры по ограничению информации: уголовно наказывается использование радиоприемников, интернета, просмотр фильмов из Южной Кореи. Но несмотря на все усилия властей информация об уровне жизни за границей все равно поступает и оседает в умах. Формируется понимание: Южная Корея живет лучше и богаче, не лучше ли объединиться?

Нужно отметить ряд проблем, которые наверняка возникнут в связи с объединением Северной и Южной Кореи:

1. Затраты

На восстановление экономики Северной Кореи – точнее на подтягивание ее до 60%-го уровня Южной – понадобится около трех-пяти годовых ВВП Южной Кореи. Суммы огромные, нужны они для спасения северокорейской промышленности и инфраструктуры. В бедственном положении находятся дороги: главная дорога страны грунтовая, а большинство железных дорог однопутные со средней скоростью порядка 20 км/ч. Российские инженеры в один голос заявляют: нужно сносить и строить заново.

2. Социальные вопросы

Значительная часть северокорейского населения живет в технологической культуре 30-х годов XX века. Средний класс Северной Кореи относительно хорошо образован и подготовлен, но его прикладные знания практически бессмысленны. Они обслуживают советскую технику 50-х–60-х годов и не знают современных стандартов. В случае объединения северокорейский средний класс не сможет приспособиться к современным реалиям и окажется не у дел.

· Миграция с севера на юг

С объединением страны огромная часть северокорейских жителей уедет на юг. Они готовы работать на абсолютно неприемлемых условиях, что делает их привлекательной рабочей силой. Южная Корея для них – невероятно богатая страна. Пример: рис на севере – еда для особо торжественных случаев, для юга же – каждодневная трапеза.

«А здесь они [северокорейцы] приезжают и едят рис. Каждый день. С мясом. И живут в контейнере всего на 10 человек. А контейнер еще и отапливаемый»

Хлынувшая с севера дешевая и неприхотливая рабочая сила нанесет существенный удар низко- и средне-квалифицированным южнокорейским работникам, которые просто не смогут выдержать конкуренции и будут вынуждены уехать.

· Миграция с юга на север

Но мало защитить Южную Корею от Северной, есть и другая задача – защита Северной Кореи от Юга. А точнее – от помещиков, которые отправятся на север за землей. После земельной реформы Ким Ир Сена 1946 года многие северокорейские помещики ушли на юг, забрав с собой документы на землю. Сейчас в Южной Корее – около 1.5 млн людей с легально признаваемыми правами на землю в Северной Корее. Соответственно, проблем с переделом земли при объединении не избежать.

3. Медицина

«Для такой бедной страны Северная Корея имеет очень хорошую медицину и образование. Но здесь важно не забывать – для такой бедной страны»

Реальной же уровень здоровья населения Северной Кореи гораздо ниже уровня Южной Кореи . Массово распространены туберкулез, гепатит B. Безусловно, нельзя забывать титанический труд врачей Северной Кореи в годы голода и число спасенных ими жизней, но северокорейские врачи не знакомы с современной медициной. Как будет чувствовать себя врач, в один момент пониженный до медсестры? Эйфория от объединения пройдет куда быстрее, чем кажется.

Переучивать придется и северокорейских учителей. Их история имеет к реальной весьма отдаленное отношение: в учебниках описаны несостоявшиеся сражения, никогда не существовавшие организации.

4. Культура

После объединения Северной и Южной Кореи внутреннее разделение сохранится, причем разделение довольно глубокое . Быстро сформируется негативное отношение Юга к отсталому Северу, высасывающему все средства.

Конфликт возникнет и на культурной почве. Северокорейцы более склонны к агрессивному поведению и применению физической силы, чем южнокорейцы, стремящиеся к компромиссу. В Северной Корее куда большее значение придается родственным связям.

«Это объединение, — заключает Андрей Ланьков, — станет серьезным ударом для южнокорейского государства. Оно выбросит Корею из ряда развитых стран. Если нынешняя Южная Корея – страна с уровнем дохода Франции и Италии, то после объединения она опустится до уровня Португалии. Невыгодно это объединение и соседям. Россия будет не рада появлению очень нестабильного государства с ядерным оружием по соседству. Китай также выступает за сохранение статус-кво и готов систематически вкладывать серьезные денежные суммы в Северную Корею. Главная задача Китая – не допустить объединения Кореи, поскольку это создаст ряд трудностей и изменит расстановку сил на Востоке.»

Отчет лекции подготовила студентка 2 курса ОП «Международные отношения» Анастасия Ковалёва