Будущее – цивилизационный проект, в котором у России должно быть достойное место
Участников круглого стола приветствовала декан факультета Лихачева А.Б., она поздравила всех с юбилеем факультета, подчеркнула актуальность изучения происходящих в экономике и политике перемен, отметила важность участия молодых исследователей в научной работе под руководством опытных наставников. Руководитель департамента мировой экономики Макаров И.А. обратил внимание на уникальность текущего периода, на новые вызовы и задачи, стоящие перед страной и университетской наукой. Приятным моментом стало появление научного руководителя факультета Караганова С.А., который нашел время, чтобы дать краткое напутствие молодым ученым. Большую поддержку в организации мероприятия оказала зам. декана Жихарева А.В. и менеджер Ж. Асанова.
По традиции работу круглого стола открыла руководитель проекта Карпова Н.С. с обзором наиболее важных тенденций мировой экономики, а также новых форм работы и тем, которые в этом году выбрали молодые исследователи. Она отметила, что проект существенно обновился. Наряду со студентами московского кампуса в этом учебном году свои исследования представили студенты других вузов Москвы, а также Вышки из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Знаменательным событием стало участие школьников старших классов столицы и других городов России. Они представили результаты исследований, проведенных при содействии студентов-наставников в рамках новой для факультета и в целом для Вышки инициативы сотрудничества с Образовательным центром «Сириус», который уже несколько лет занимается выявлением, развитием и профессиональной поддержкой одарённых детей. В этом году центр одобрил два проекта, представленных Н.С. Карповой на конкурс «Сириус.Лето»:
- Исследовательский проект «Укрепляем конкурентные преимущества России в современном мире. Время понимать, развивать и побеждать».
- Исследовательский проект «Управление будущим: от понимания изменений мировой экономики и бизнеса к перспективной работе. Отраслевая профориентация и проектная работа для талантливой молодежи».
Проекты вызвали большой интерес у студентов и школьников, которые присоединились к ним через процедуру отбора на электронной платформе Сириуса. В качестве подготовки к исследовательской работе школьники и их наставники прослушали более 40 часов тематических лекций, посетили деловые встречи с экспертами.
Как отметила руководитель проекта, студенты, а теперь и школьники проявили самостоятельность при выборе тем, продемонстрировав широкий спектр научных интересов, готовность серьезно разбираться в новых процессах и явлениях мировой экономики, особенностях цифровой трансформации бизнеса, проблемах развития человеческого капитала, раскрытия талантов и эмоционального интеллекта. В этом году заметно возросло внимание молодых исследователей к российской экономике, к вызовам, связанным с изменением мирохозяйственной и геополитической ситуации, укрепилось искреннее желание понять и использовать конкурентные преимущества своей страны.
Достаточно отметить только некоторые из ключевых исследований: «Позиции России в мировой торговле: в поиске новых балансов» (Бетина Мария, студентка НИУ ВШЭ, школьницы Сурнова Кристина и Преображенская Елизавета), «Роль Арктики в укреплении конкурентных позиций России в мировой экономике и политике» (Новобрицкий Артем, студент Финансового университета, школьники Цымбал Федор и Ободзинская Елизавета), «Состояние и перспективы развития стратегических секторов экономики РФ в условиях санкционного давления» (Габриэль Андрей, студент НИУ ВШЭ), «Проблемы и перспективы сохранения позиций РФ на мировом газовом рынке» (Юшкова Юлия, студентка НИУ ВШЭ, школьник Нестеренко Даниил), «Развитие системы здравоохранения России в условиях пандемии COVID-19: взгляд молодых» (Шульдякова Милена, студентка магистратуры НИУ ВШЭ, Бокарев Степан, студент МАИ, школьники Зайцева Мария и Бородин Никита), «Заморозка» финансовых активов РФ как признак глобального кризиса» (Кутов Иван, студент НИУ ВШЭ, Нижний Новгород), «Внедрение новых технологий как фактор конкурентоспособности сельского хозяйства России» (Румянцева Ирина, студентка НИУ ВШЭ, Санкт Петербург), «Перспективы развития сельской производственной кооперации в Дальневосточном федеральном округе» (Годовникова Юлия, студентка НИУ ВШЭ, школьник Быстров Илья), «Интернет как площадка для политического маркетинга: особенности построения образа регионального политического лидера в социальных сетях» (Ульяна Плугина, студентка НИУ ВШЭ), «Цифровой туризм: маркетинг как инструмент расширения сегментов рынка путешествий на примере Японии» (Анна Куриленко, студентка НИУ ВШЭ), «Новые аспекты управления талантами после COVID: специфика и рекомендации» (Андреева Анастасия, студентка НИУ ВШЭ). Выступления школьников почти не уступали студенческим. Эпиграфом многих исследований стал тезис, который часто звучал из уст руководителя проекта на занятиях: «Прорыв случается там, где острота проблемы совпадает с накопленным потенциалом».
В процессе коллективной работы участники использовали интерактивные доски (Miro), формировали исследовательские траектории (Mind-Mapping), анализировали тенденции будущего с использованием методов Быстрого Форсайта, а также развивали навыки оформления результатов в формате научных статей. Часть статей должны войти в новое издание традиционного Сборника и прочие цифровые издания проекта.
В заключительном слове руководитель проекта поблагодарила всех участников за ответственное и заинтересованное отношение к работе, высокую активность, четкую организацию и творческую атмосферу. Она вручила Сертификаты докладчикам и авторам наиболее содержательных исследований, а также Удостоверения о повышении квалификации по программе дополнительного профессионального образования Управление отраслевым бизнесом в условиях цифровизации мировой экономики бессменным участникам и студенческим руководителям проекта Шульдяковой Милене и Захару Журбе. Хотя они уже завершили обучение на программе бакалавриата мировой экономики, они продолжают активно участвовать в проекте, используют все возможности для получения новых знаний.
Карпова Н.С. подчеркнула, что растет интерес молодежи к науке и исследовательской деятельности, радует присоединение региональных кампусов, других вузов и, конечно же, талантливых школьников, которые вместе со своими наставниками выразили горячее желание продолжить работу. Участники планируют представить исследования на конкурс «Большие вызовы» в «Сириусе». Для школьников и студентов-наставников проект, инициированный факультетом, стал очень полезным опытом, который может получить достойное развитие в формате межфакультетского проекта с участием преподавателей и студентов Вышки.
Многое получилось, но еще больше предстоит сделать. Будущее, которое рождается сегодня – приоритетное направление исследований и планов проекта. Развитие через изменения, преодоление возникающих угроз и реализация открывающихся возможностей — сущность эволюционной задачи, которую новое поколение будет решать в соответствии с его ценностями и смыслами, знаниями и навыками, опираясь на опыт прошлого и формируя свое видение будущего.