Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
58 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
105 платных мест
8 платных мест для иностранцев
80 платных мест
10 платных мест для иностранцев
45 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
100 платных мест
25 платных мест для иностранцев
195 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
35 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
15 платных мест для иностранцев
55 бюджетных мест
14 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
30 платных мест
10 платных мест для иностранцев
In bk.: Global India: The Pursuit of Influence and Status. Vol. 1st Edition. L.: Routledge, 2023. Ch. 7. P. 118-135.
Krukov V. A., Nefedkin V.
SEMA SIMAI Springer Series. 2022. P. 137-153.
Bennett Y., Brown S., Christensen T. et al.
Routledge, 2023.
Interdisciplinary Journal of Populism. 2022. No. 3. P. 182-206.
Семинар прошел в смешанном формате, и на нем присутствовали научные сотрудники ФМЭ и МП Ниведита Капур, Харина Ольга Александровна и Алексей Игоревич Захаров, а также доцент ФМЭ и МП Андрей Крикович.
В начале выступления Нандан Унникришнан поблагодарил НИУ ВШЭ за приглашение выступить и отметил, что вопросы, которые он будет поднимать являются очень комплексными.
Первое, что следует отметить, так это то, что индийская внешняя политика эволюционировала в зависимости от международной обстановки. Это то, что правящая элита считает национальными интересами Индии.
После Второй мировой войны внешняя Индия рассматривалась остальным миром как лидер неприсоединения, а неприсоединение, по сути, заключалось в том, чтобы держаться подальше от двух блоков. Индийский внешнеполитический курс был направлен на то, чтобы государство оставалось суверенным и независимым в выборе партнеров.
Второй момент связан с тем, что у Индии есть приоритетные направления, в рамках которых государство выстраивает свою политику. Если посмотреть на карту и очертить круг рядом с Индией, то в нем будет Южная Азия. Индия будет уделять максимальное внимание своим ближайшим соседям. Следующий круг – расширенный, и он включает Центральную и Юго-Восточную Азию. Следующий круг – это отношения Индии с великими державами, то есть постоянными членами Совета Безопасности. А остальные государства, например, Япония, Германия, Бразилия, Турция попадают в оставшийся круг.
Третье, что стоит отметить, так это то, что Индия воспринимает себя, определенно, как великая держава. Отношения с США сегодня являются самыми важными отношениями, которые есть у Индии. Учитывая тот факт, что у Индии с Китаем существует огромный пласт различий, это явно выводит США на первое место.
Однако Н.Унникришнан отметил следующее: главная проблема Индии не внешняя, а внутренняя, и это развитие. От 250 до 450 миллионов человек живут за чертой бедности. И именно решение этой проблемы этих и других слоев общества является главной задачей индийского правительства и, следовательно, всех остальных.
Также спикер отметил, что Китаю выгодна нестабильность в Индии.
Он пытается удержать Индию от участия каком-либо тесном альянсе, потому что считается, что если на границах возникнет горячий конфликт, то партнеры Индии, например, США вмешаются в него, а в нынешней ситуации в мире США не хотят конфликта с Китаем.
Говоря о позитивных изменениях в отношениях Индии с другими государствами, Н. Унникришнан отметил, что за последние 3-5 лет у Индии улучшились отношения с соседями с помощью проведения политики «умной силы» - противостоянию китайскому влиянию, но при этом государства не лишаются собственной воли.
Отвечая на вопрос об отношениях России и Пакистана, Нандан Унникришнан сказал, что России нужны отношения с Пакистаном из-за Афганистана и выстраивания безопасности в нем, поэтому они не вызывают большой озабоченности у Индии.
Акцентируя внимание на отношениях России и Индии, спикер отметил, что покупка нефти – важнейший элемент взаимоотношений государств. Другим важным направлением так и будет оставаться ВПК и поставка оружия и техники. Проекты не обязательно должны быть военными. Например, у России есть интерес к созданию титанового завода. Еще один момент – это создание платежной системы, но здесь должно пройти много этапов согласований, хотя вопросы идентификации списка товаров уже решаются, и это позволит упростить расчеты между странами.
В конце встречи в рамках дискуссии также освещались вопросы атомной энергетики, работы в формате G20, а также влияния Китая и США.
Comments of the guest and the organizers in English is here.
Данное мероприятие подготовлено в рамках проекта «Индия и вызовы глобальной политики», выполненного на основании конкурса проектных групп факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2022 году.