• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заметки #мирового_факультета и авторский канал Анастасии Лихачевой

Анастасия Лихачева, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, открывает рубрику - заметки #мирового_факультета. Первый выпуск посвящён использованию искусственного интеллекта в сфере образования, международных отношений, мировой политики и экономики.

Искусственный интеллект для естественного в сфере международных дел – это что? Инструмент, ускоритель и костыль.

Пределы ИИ для нас – это вдохновение и стыковка с реальной жизнью.

Когда мы приручим ИИ, профессиональный успех определит объем ассоциаций, смелость придумывать новое, и умение работать с «реальной» жизнью. Главный актив – наблюдательность.

Это – на заметку нашему абитуриенту. Кто он? Тот, кому интересен мир. Кто хочет поставить происходящее себе на службу; видит свой профессиональный путь ярким, готов научиться смотреть на любую проблему с разных сторон, тренировать правое полушарие и работать с событиями и людьми. И, главное, – придумывать новое. Тогда нам по пути. А ИИ поможет.

Мы проводили зиму и встретили весну двумя важными событиями – заседанием ученого совета факультета и днем открытых дверей. На первом главным вопросом был искусственный интеллект и что с ним делать на #мировом_факультете. На втором – кто наш абитуриент, и для каких абитуриентов мы – тот самый факультет. Две эти темы связаны больше, чем кажется в логике «рабочих задач». Некоторые соображения – ниже.

Искусственный интеллект для естественного интеллекта специалиста-международника – это что? Инструмент, ускоритель и костыль. Именно исходя из этого элементы ИИ и будут внедряться в нашу образовательную и исследовательскую работу.

Инструмент поиска и сбора информации, данных, особенно – первичных данных со всего мира. Это ключик к тому, чтобы изучать международный контекст таким, какой он есть, идя по его цифровому следу. Кристально объективной информации не бывает, но при помощи ИИ выше шанс собрать достаточное количество данных, чтобы представить мир во всей его полноте, а не ограничиться теми образами, которые создают, преломляют или искажают конкретные люди.

Ускоритель – за счет помощи с рутинными процессами. Как калькулятор сильно упрощает жизнь тех, кто плохо считает в уме, так и ИИ может быть очень полезен в своих наиболее «примитивных»решениях. ИИ способен сэкономить немало времени и сил будущим и действующим международниками, экономистам, востоковедам, регионоведам. Всем, кто работает на стыке данных и реальной международной жизни.

Костыль на первое время, пока не сформируется профессиональная интуиция, т.е. способность улавливать важное до того, как вы успеваете рационально объяснить себе самому, почему вы пришли к тому или наблюдению. Анализ тональности больших массивов текстов, подбор рекомендаций по источникам – конечно, полезно. Но имеет свои пределы.

Пределы понятны. Это вдохновение и стыковка с реальной жизнью.

У ИИ нет вдохновения, и алгоритм его не заменит. Это значит, что новые идеи, гипотезы, объясняющие взаимосвязи надо придумывать самим. У ИИ нет спонтанности. Поэтому важнейшая задача для преподавателей – направить главные усилия студентов именно на это, на культивацию «искры».

Во-вторых, способность совмещать оффлайн, то есть очную реальность, наблюдения, считывать атмосферу и людей, и данные, цифровой след происходящего. ИИ работает со вторым, учится переводить реальность в цифру – и делает это всё лучше. Но ИИ имеет дело с оцифровкой жизни. Личное обаяние, харизма, «роль личности в истории», сила подвижничества – важнейшие кирпичики многих событий – это совершенно точно не про ИИ. Любой профессионал хорошо знает ощущение, когда улавливаешь изменения по едва уловимым «параметрам». Пресловутые «интервью с таксистами» и способность правильно «делить» услышанное зачастую не менее важный источник знания в загранкомандировках, чем доклады на конференциях. И умение профессионально взаимодействовать с оффлайн-реальностью, быстро ее восприниматьсамому – сильная сторона профессиональных международников.

Из этого следует несколько выводов.

Нужно уметь формулировать задачи, «дрессировать» ИИ, овладевать инструментами, которые он дает. Упустить это в начале карьеры – значит потерять конкурентоспособность за ворохом рутинных задач. Да, есть выдающиеся специалисты, писатели, которые и сегодня могут излагать свои тексты от руки и править красными чернилами. Но большинство осваивает базовую компьютерную грамотность. То, что ИИ имеет пределы, – не повод от него отказываться.

Но при условии приручения ИИ, успех, профессионализм, блестящие карьеры будут определять другие вещи. Объем ассоциаций, смелость придумывать новое и умение работать с «очной жизнью».

Объем ассоциаций из разных сфер. Вы можете задать ИИ всё больше вопросов, но именно вы формулируете вопрос. Чем больше у вас ассоциативных рядов, тем вы сильнее. Правильно говорят, что вкуса без насмотренности не бывает. Это работает со всем – от эстетики до литературы, от маркетинговых гипотез до любой научной деятельности, которая стоит на объёме полученных знаний и впечатлений. Всё более ценно умение проводить «межотраслевые параллели». Ещё до эры ИИ японских мостостроителей в обязательном порядке заставляли изучать работы Рубенса. И на вопрос «зачем» профессор мог только честно ответить, что не знает, но знает, что без этого его ученики не могут придумать уникальные решения, которые нужны в сейсмоопасных гористых районах Японии.

Смелость придумывать новое – это правое полушарие, занимающееся творчеством с опорой на хорошо обученное левое.  То, что ускользает от алгоритма. Последние четыре года показали, что в международных делах все модели хорошо работают только в условиях умеренной волатильности. Шоки нового типа или просто сверх масштабные потрясения сбивают весь прогностический аппарат. Успешная международная карьеры в мире быстрых изменений невозможна без правого полушария. А именно таким будет мир второй четверти XXI века.

И, наконец, умение работать с живыми людьми, отношениями и природой. За формулировкой мягких навыков, или soft skills, часто подразумевают набор «трюков», чтобы лучше строить карьеру – нравиться людям, лучше, быстрее, эффективнее доносить свои мысли, идеи, предложения. Это так. Но работа с реальной жизнью – объёмнее. Это не только умения что-то «отдавать». Это умение принимать, слушать, впитывать. Видеть больше нюансов, оттенков, улавливать потребности людей, даже невысказанные. И тогда возникает умение быстрее, чем алгоритм, почувствовать перемены, нечто новое. Главный актив при работе с реальностью – наблюдательность.

Пожалуй, это ответы не только на вопрос, что нам делать с ИИ. Это про то, кто наш абитуриент, и для кого мы – тот самый факультет. Те, кому интересен мир, кто хочет овладеть лучшими, самыми современными инструментами для его познания, приручить происходящее. Те, кто видят свой профессиональный путь – неважно, как будет называться конкретная карьера – ярким, интересным, необычно быстрым, или нестандартным. Те, кто готов научиться смотреть на одну и ту же проблему с разных сторон, тренировать правое полушарие и взаимодействовать с живыми людьми – часто сложными, в чем-то непохожими на вас, яркими, умными. Придумывать новое о мире и для мира. Тогда нам по пути. А ИИ поможет.

Автор: Лихачева Анастасия

Рубрика будет дублироваться в телеграм-канале «Хрустальный глобус» Анастасии Лихачевой, декана факультета мировой экономики и мировой политики. Телеграм-канал является авторским каналом, в котором Анастасия Борисовна делится новостями образования, комментариями к исследованиям, мыслями и идеями.

Телеграм-канал доступен по ссылке: https://t.me/crystal_globe