• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты ВШЭ представили доклады на научном семинаре «Как Китай продвигает свои идеи во внешней политике?»

2 апреля в рамках проекта «Роль идеологии в стратегическом развитии великих держав в условиях глобального системного кризиса: Россия, Китай, США» состоялся экспертный семинар по тематике продвижения китайских внешнеполитических концепций.

В качестве докладчиков выступили заведующая кафедрой международных отношений и политических процессов стран Азии и Африки С.В.Кривохиж, доцент кафедры  международных отношений и политических процессов стран Азии и Африки Е.Д.Соболева, академической руководитель ОП «Международные отношения» А.С.Пятачкова и младший научный сотрудник ЦКЕМИ А.Д.Янькова. В роли дискуссантов в мероприятии приняли участие директор ЦКЕМИ В.Б.Кашин и старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО И.Ю.Зуенко.

Доклад Елены Соболевой и Светланы Кривохиж был посвящен различным каналам и платформам, с помощью которых КНР распространяет стратегические нарративы о международных отношениях среди иностранной аудитории. Во-первых, к таким платформам можно отнести многоуровневую систему СМИ, которые отличаются по своему географическому охвату, целевой аудитории, тематикам, степени контроля со стороны КПК и форматам, в рамках которых представляются китайские идеи. Еще один важный канал – это социальные сети. Исследователи отмечают, что в последние годы как китайские дипломатические представители, так и партийные и государственные СМИ активно ведут аккаунты в социальных медиа для распространения важной для КНР повестки. Не менее интенсивно Пекин ведет работу по популяризации своих идей в рамках международных организаций как через включение своих концепций в официальные документы этих организаций, так и через контроль над инфраструктурой. Второе достигается за счет выдвижения представителей КНР на руководящие посты в глобальных и региональных организациях. Кроме этого, за последние 30 лет Китай сам создал около 20 международных институтов разного формата. Наконец, другой важный канал связан с производством научного знания. Так, создание мозговых центров и развитие их сотрудничества с иностранными коллегами тоже служит распространению китайских концептов.

В выступлении Анастасии Пятачковой основной акцент был сделан на роли академического сообщества в создании и обсуждении китайских внешнеполитических концепций, а также была произведена попытка измерения дискурсивной силы КНР на основе китайских документов. В частности, было выявлено, что в основном китайские идеи появляются в совместных документах со странами мирового большинства, при этом Россия принимает в этом процессе активное участие. Всего в 2023 г. на основании данных с сайта МИД КНР можно отметить не менее 30 стран, которые замечены в использовании китайских концепций в совместных заявлениях (Камбоджа, Лаос, Чили, Эфиопия и др.). В продолжение темы Александра Янькова представила анализ инструментов продвижения китайских идей в сфере кибербезопасности (в частности, в докладе рассматривался Цифровой Шелковый путь, а также более адресные форматы – например, Учжэньский саммит).