• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва,

ул. Малая Ордынка, д.17 стр.1 (схема проезда)

E-mail: weia@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Караганов Сергей Александрович
Первый заместитель декана Ковалев Игорь Георгиевич
Заместитель декана по финансовой и административной работе Медведев Денис Анатольевич
Заместитель декана по работе с абитуриентами и выпускниками Жихарева Анна Владимировна

Наши партнеры

 

Итальянские проекты: как применить знание языка на практике?

Важной особенностью обучения в НИУ ВШЭ является проектная деятельность, где студенты могут на практике применить получаемые знания и усовершенствовать навыки. Студенты нашего факультета уделяют особое внимание изучению иностранных языков. Помимо языковых занятий они активно принимают участие в проектах, позволяющих углубиться в различные аспекты как изучаемого языка, так и региона.

С 18 по 24 октября во всем мире прошла неделя итальянского языка. К этому событию мы решили приурочить интервью с преподавателями ФМЭиМП, координаторами языковых проектов Яшиной Марией Геннадьевной и Тулум Андреем Сергеевичем и рассказать о том, как студенты могут использовать проектные возможности для погружения в языковую специфику.

Расскажите немного о ваших проектах. Как могут себя реализовать студенты, которым интересен итальянский язык?

М.Г. Яшина: Всё началось в 2018 году, когда студенты попросили сделать проект «для души», то есть связанный с итальянским языком, и на тот момент как раз назрела необходимость обновить учебные материалы по нашей дисциплине. Студенты с большим удовольствием предлагали актуальные темы для обсуждения на занятиях, искали статьи и составляли к ним задания. И со следующими поколениями студентов мы стали использовать эти наработки. Меня вдохновил этот опыт (как всегда, спасибо студентам!), и был запущен проект «Интервью с итальянскими предпринимателями», потом последовали и другие. Итальянский язык и культура, взаимоотношения наших стран предлагают широкое поле для деятельности, поэтому студенты могут реализовать себя в разных направлениях. Они уже пробовали себя в роли методистов, аналитиков (проект «Экономика итальянских регионов»), журналистов, скоро побудут экскурсоводами. И это только начало!

Как возникают идеи создания проектов?

М.Г. Яшина: Мы стараемся прислушиваться к студентам, поэтому инициатива обычно исходит от них самих. К примеру, текущий проект «Экскурсии по итальянским местам Москвы» — это идея студента Павла Малютина. Он интересуется историей, в том числе, историей российско-итальянских отношений, и не мог не обратить внимания на то, что итальянские архитекторы оставили в облике Москвы заметный след. Эту тему он стал обсуждать с итальянскими друзьями, но знаний языка на тот момент не хватало (это было на 1 курсе), поэтому Павел предложил мне коллективно поработать над этой темой в рамках проекта. В итоге к нам присоединилось больше 20 студентов, и вместе с коллегой Даниилом Игоревичем Охотниковым мы запустили этот проект.

Идея проекта «Интервью с итальянскими предпринимателями» принадлежит Пьерпаоло Беттони, методисту издательства Loescher. Пьерпаоло не только консультирует нас по поводу учебной литературы и новшеств в области методики преподавания, но и помогает с реализацией проектов и мероприятий, за что я ему очень благодарна. Говоря о проекте с интервью, не могу не поблагодарить и уважаемого Витторио Торрембини, президента Ассоциации итальянских предпринимателей в России GIM Unimpresa. Он сам провел для нас вступительную лекцию и помог связаться с членами Ассоциации, у которых студенты брали интервью.

Так что, отвечая на вопрос, могу сказать, что идеи проектов приходят к нам с разных сторон. Наша задача создать условия для зарождения идей, а потом помочь ребятам воплотить их в жизнь.

Что дает студентам опыт участия в данных проектах?

М.Г. Яшина: Во-первых, это использование итальянского языка в аутентичных, реальных ситуациях: при поиске информации, работе с текстом или в беседе с носителем. Во-вторых, это совершенствование как языковых навыков, так и знаний по предмету (экономика, международные отношения). В-третьих, это наработка soft skills (умение работать в команде, тайм-менеджмент и т.п.). Ну и, конечно, нетворкинг никто не отменял: ребятам интересно работать с коллегами с разных программ и факультетов, а знакомство с итальянскими топ-менеджерами может быть полезным для будущей карьеры. Ещё очень здорово, когда получается совместить приятное с полезным и добавить немного dolce vita в нашу стремительную и напряженную жизнь. К примеру, как сказала студентка Настя Шахнович, проект по архитектуре Москвы – это отличный повод просто прогуляться и насладиться эстетикой нашей столицы.

Ваш последний проект был посвящен экономике регионов Италии. Что необходимо было делать студентам? Какие задачи стояли? Как была организована работа?

Тулум А.С.: Тема Италии очень многогранна, и кажется, что уже много про неё известно, но на самом деле есть целые пласты, которые до сих пор скрыты за всем тем общим набором фактов об Италии, уже имеющемся в наших головах. Один из таких пластов – это её регионы, особенно те, что не входят в стандартное путешествие по Апеннинам. И интересны они не только с точки зрения красивой природы и культуры, но и в экономической перспективе. Поэтому в ходе проекта, который и назывался «Экономика регионов Италии», студентам было предложено действительно исследовать выбранные ими регионы: обратиться к их истории, чтобы понять предпосылки развития их ключевых отраслей, изучить современную экономическую ситуацию, выявить их конкурентные преимущества. Кроме того, участникам проекта нужно было проанализировать проблемы, препятствующие развитию регионов Италии, связанные как с общенациональными вызовами, так и с местными особенностями, а также изучить итальянские и европейские инициативы по их решению. Отдельное внимание было уделено внешнеэкономическим связям, в том числе с Россией, которые значительно варьируются от региона к региону.

Особенностью реализации данного проекта было требование к студентам максимально использовать источники на итальянском языке, что призвано помочь им научиться эффективно работать с итальянскими базами данных (от Национального института статистики и Банка Италии до общенациональных и региональных СМИ) для дальнейших исследований. В результате проекта каждый из участников подготовил аналитическую записку на русском языке, посвящённую выбранному региону, которая должна была быть соответствующе оформлена (по правилам факультета), и был готов представить презентацию на итальянском в рамках запланированного оффлайн-мероприятия. Однако из-за введённых ограничительных мер за неделю до события мы предложили студентам записать короткие видео-презентации (около 5 минут), которые затем были размещены в группе проекта в MS Teams.

Фрагмент презентации о регионе Ломбардия (Капанина Мария, Савинова Натали, Шокурова Алина)
Фрагмент презентации о регионе Ломбардия (Капанина Мария, Савинова Натали, Шокурова Алина)

Какие планы на будущее?

Яшина М.Г.: Мы с коллегами планируем развивать направление прикладных проектов совместно с итальянскими компаниями. Во-первых, потому что студентов очень мотивирует участвовать в реальной деятельности предприятий, и, во-вторых, потому что живое общение с носителями языка на профессиональные темы, конечно, в приоритете. Надеемся, что пандемия нам больше не помешает.

Но исследовательские проекты тоже важны, тем более в нашем университете, и их проще реализовывать в условиях пандемии. Сейчас Елена Сергеевна Шкапа запустила проект по агропромышленному комплексу Италии, у Даниила Игоревича Охотникова на подходе проект по особенностям перевода итальянских новостных статей на русский язык, а у меня начался проект по стилям политического лидерства.

Как узнать о запуске проектов? Где отслеживать эту информацию тем, кто хотел бы стать их частью?

Тулум А.С.: Узнать о проектах, которые готовятся к запуску, можно традиционно на Ярмарке проектов, а также мы, конечно, объявляем об этом на занятиях. Кроме того, мы всегда рады услышать идеи самих студентов о тематике проектов, где они хотели бы поучаствовать, поэтому призываем всех не стесняться проявлять инициативу.

Отзывы и комментарии

Диана Мещерякова, 4 курс, ОП «Международные отношения»

Участие в проекте — замечательная возможность погрузиться в исследование экономической ситуации, в которой находятся на современном этапе регионы Италии. Все знают про такие крупные экономические центры, как Рим, Милан, Венеция, Флоренция, но Италия — гораздо сложнее и многограннее! Одной из задач моей части проекта было рассмотреть экономическую ситуацию в Абруццо. Это безусловно предусматривало поиск большого количества источников и литературы, начиная с истории региона с момента его образования, исследования его географических и культурных особенностей, поиска всего, что помогло бы получить цельную картину региона на современном этапе. Наиболее ценным опытом, полученным во время работы, я считаю возможность выступить с презентацией на итальянском языке. Благодаря проекту я смогла улучшить не только аналитические навыки, но и языковые, так как все источники были на итальянском, что безусловно пригодится для моей будущей учебы и карьеры.

Фрагмент презентации о регионе Калабрия (Мещерякова Диана)
Фрагмент презентации о регионе Калабрия (Мещерякова Диана)

Иван Строков, 4 курс, Программа двойных дипломов с Лондонским университетом по международным отношениям

Еще в начале первого курса нам предоставили широкий выбор второго иностранного языка, и я выбрал итальянский. До этого я никогда не сталкивался ни с ним, ни с самой Италией. Мне казалось, что язык прост в изучении, а Италия ассоциировалась с вкусной едой и красивой архитектурой. Проект «Экономика регионов Италии» расширил мои познания как в языке, так и в истории, экономике и культуры Италии, в частности региона Сицилия. Я более подробно узнал об истории региона, на чем базируется его экономика, какие экономические проблемы наиболее актуальны на данный момент и что нового появится в ближайшем будущем. Проект дает возможность проверить уровень знания языка, а также научиться собирать нужную информацию и ориентироваться на правительственных сайтах (там всегда все очень запутанно). Подводя итоги, хочется сказать, что я рад был принять участие в этой работе и надеюсь, что подобные мероприятия будут происходить все чаще и чаще, ведь нет ничего лучшего для студента или ученого, чем наиболее актуализированная информация.

Егор Рыжкин, 3 курс, ОП «Международные отношения»

В рамках данного проекта моей задачей было описание текущего социально-экономического положения одной из областей Центральной Италии – Тосканы. Так, я занимался сбором основных макроэкономических показателей и информации о структуре региональной экономики, анализом взаимодействия Флоренции с Римом и Брюсселем по экономическим вопросам, а также внешнеэкономических связей региона. Участие в этом проекте стало для меня бесценным опытом по двум причинам. С одной стороны, подготовка собственной аналитической записки и изучение материалов, подготовленных другими участниками, позволили получить представление о текущей экономической ситуации в Италии. С другой – при сборе необходимых данных мне впервые удалось работать с материалами, подготовленными Istat (Национальный институт статистики) и Banca d’Italia (Банк Италии), которые теперь я могу использовать при проведении дальнейших исследований, посвящённых Италии.

Наталья Викулова, 3 курс, ОП «Международные отношения»

Участие в проекте позволило мне узнать больше о специфике итальянской экономики и ее проблемах, о региональной специализации в стране как в историческом, так и в современном контексте. Каждый участник проекта погрузился в изучение выбранного им региона, а затем поделился собранными интересными сведениями с другими, что позволило всем составить общее представление об экономическом состоянии государства. Значимым для меня стало и то, что благодаря проекту я смогла практически применить накопленные знания по итальянскому языку. Я научилась более грамотно обращаться с источниками информации на итальянском языке (как с официальными государственными отчетами и статистикой, так и с определёнными материалами СМИ). Данный опыт серьезно упростил для меня процесс отслеживания новостей о текущим состоянием экономики Италии, а в будущем, надеюсь, он поможет мне и в академической деятельности.

Павел Сальников, 3 курс, ОП «Мировая экономика»

Моей проектной задачей было изучение экономики региона Венето. В ходе исследование мною было получено много полезных навыков по работе с научной литературой на итальянском языке, и я смог улучшить свои языковые навыки. В конце работы над проектом осталось приятное чувство, что я внёс действительный научный вклад в освещение малоизученной в России темы.

Андрей Цакоев, 4 курс, ОП «Мировая экономика»

В рамках проекта по исследованию экономики итальянских регионов я занимался изучением Пьемонта. Результатом работы стал небольшой аналитический отчёт, представляющий краткий, но содержательный обзор экономической ситуации региона, предпосылок ее формирования, а также актуальных особенностей и проблем. Впоследствии результаты всех участников были представлены в виде презентаций и оказались интересными и важными как для понимания общей картины, так и для сравнения регионов между собой. Предполагается, что при дополнительном редактировании составленные нами отчеты могут быть использованы в качестве дидактических материалов для следующих поколений студентов. В процессе исследования получилось развить навыки систематизации большого количества информации, а также работы с европейскими базами данных и отчётами аналитических агентств. Кроме того, проекты такого рода позволяют студентам выйти за пределы базовых программ, направленных на изучение страны в целом, и углубиться в изучение ее разнообразия, что особенно актуально для такой неоднородной страны как Италия. В работе также раскрывались характер и уровень экономического взаимодействия регионов с Россией.

В этом смысле проект оказался похожим на более ранний, посвящённый изучению особенностей ведения бизнеса итальянцами в России. Основными задачами в рамках этого проекта были составление, самостоятельное проведение и последующая обработка материалов интервью с одним или несколькими представителями итальянского бизнеса. Таким образом проект удовлетворял сразу двум целям: развить навыки деловой коммуникации на итальянском языке, а также погрузить студентов, всегда страдающих от недостатка практических знаний, в проблематику, актуальную для современного бизнеса. Особенно ценным оказался опыт живого общения, недоступный в рамках изучения учебника. Также большим плюсом был широкий выбор среди представителей разного рода бизнеса, позволявший каждому студенту выбрать для себя наиболее интересный профиль. Полученный опыт оказался особенно ценен для многих студентов, планирующих продолжать свой академический путь или карьеру в Италии или в тесном сотрудничестве с ее представителями.