Эксперт НИУ ВШЭ рассказала как выстраивать бизнес в условиях новой реальности китайского рынка
.png)
Наталья Гусева подчеркнула, что сегодня российские компании, стремящиеся к успешному присутствию в Китае или конкурирующие с китайскими игроками на глобальных рынках, сталкиваются не просто с дешёвой продукцией, а с целыми экосистемами, включающими сверхбыстрые циклы итераций, гибкие производственные сети и глубокую цифровизацию. «Мы больше не конкурируем с отдельными компаниями из Китая, — отметила она. — Мы соревнуемся с их экосистемами, скоростью адаптации и возможностью мгновенно переносить производство. Старые рефлексы — сбить цену, найти одного дистрибьютора, выучить пару культурных правил — больше не работают».
Особое внимание профессор уделила трем ключевым сдвигам, определяющим современный ландшафт. Во-первых, это тарифный пресс: ЕС ввёл окончательные антидемпинговые пошлины на китайские электромобили — до 35% сверх базовых 10%, а США значительно увеличили пошлины на целый ряд китайских товаров. В частности, ставки по так называемому «параграфу 301» (статья 301 Trade Act) — инструменту американского торгового права, позволяющему вводить ограничения против стран, чья торговая политика, по мнению Вашингтона, наносит ущерб США, — были повышены до 100% на электромобили. Также были увеличены пошлины на батареи и полупроводники. Это напрямую влияет на рентабельность и стратегию локализации.
Во-вторых, стратегия China+1. Эта бизнес-стратегия предполагает диверсификацию рисков за счет переноса части производства из Китая в другие страны, чаще всего в Юго-Восточную Азию или Индию, чтобы не зависеть от одной производственной базы. Бренды, включая Apple, активно переносят часть производства в Индию и ЮВА, создавая опциональные цепочки поставок.
В-третьих, экосистемизация потребления: без присутствия в WeChat (1,385 млрд пользователей) и других платформах — Douyin, Tmall, Xiaohongshu — бренд становится невидимым.
«Цена больше не стратегия. Выигрывает тот, кто быстрее и масштабнее, — пояснила Наталья Гусева, — Tesla Giga Shanghai (в Шанхае) производит более половины глобальных автомобилей компании и уже отправила миллион экспортных машин. Это не про скидки, а про ритм, логистику и эффективность».
Профессор представила новый пул компетенций, необходимых для конкуренции: от экосистемного выхода на рынок (GTM) и управления цепочками China+1 до co-R&D с локальными партнёрами, защиты интеллектуальной собственности «по умолчанию» и цифровой дипломатии. Особое внимание она уделила примерам успешного присутствия российских компаний: RUSAL получил первый в мире иностранный китайский сертификат «зелёного алюминия», что открыло доступ к экологически ориентированным заказчикам, а российские товары в лайвстримах на китайских платформах продаются на сумму свыше 100 млн юаней за одну сессию.
Наталья Гусева призвала бизнес перестать мыслить шаблонами. «Побеждает не тот, кто знает о Китае, а тот, кто умеет включить Китай в свою систему — и быстро её обновлять», — резюмировала она.