Чему нас может научить Россия об изменениях в международной политике
Хотя общая задача социальной науки заключается в измерении и прогнозировании изменений, парадигмы и теории международных отношений (МО) не способны идти в ногу со стремительными темпами и дестабилизирующим эффектом изменений в международной политике. В отношении России «проблема перемен» в МО становится яснее: самая большая в мире страна рассматривается как объект, пытающийся приспособиться к изменениям, а не как главный протагонист, вводящий их в систему. Тем не менее, дважды в течение последней четверти века Россия выступала в качестве катализатора изменений в международной политике, которые мало кто видел. Решение советского руководства выйти из противостояния Холодной войны и расформировать свою империю в Восточной Европе было одним из самых удивительных событий двадцатого века. Российская кампания в Сирии также застала врасплох большинство наблюдателей. Теории МО изо всех сил пытались объяснить эти действия и не смогли интегрировать советское/российское поведение в их более широкое понимание изменений. Большинство теорий, которые касаются трансформационных изменений, сосредоточены на воздействии более крупных социальных и экономических сил. Однако изменение редко является гладким, линейным процессом. Отдельные агенты катализируют изменения, вызванные более глубокими историческими силами. Для понимания процесса принятия внешнеполитических решений в России необходима эволюционная теория изменений, способная интегрировать исторические (коренные) причины изменений с непосредственными и условными. В статье Россия (как в советском, так и в современном воплощении) рассматривается всерьез как фактор трансформационных изменений. В обоих случаях, рассмотренных в этой статье, более крупные исторические первопричины подталкивают международную систему к изменениям, но стремления России к статусу и неудовлетворенность статусом были непосредственными причинами, катализирующими изменения.
Крикович Андрей