Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
58 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
80 платных мест
8 платных мест для иностранцев
80 платных мест
10 платных мест для иностранцев
45 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
100 платных мест
25 платных мест для иностранцев
140 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
35 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
15 платных мест для иностранцев
55 бюджетных мест
14 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
30 платных мест
10 платных мест для иностранцев
In bk.: Global India: The Pursuit of Influence and Status. Vol. 1st Edition. L.: Routledge, 2023. Ch. 7. P. 118-135.
Krukov V. A., Nefedkin V.
SEMA SIMAI Springer Series. 2022. P. 137-153.
Bennett Y., Brown S., Christensen T. et al.
Routledge, 2023.
Interdisciplinary Journal of Populism. 2022. No. 3. P. 182-206.
Когда я поступал, у меня было очень общее представление об экономике и финансах, и только когда я постажировался в банке, понял, что к чему. Сначала я осознал, что финансы – это не та область, которая мне интересна. Потом пришло другое осознание — экономическое образование стало для меня базой в широком смысле, в частности, макроэкономика сильно помогла мне в понимании того, как устроен мир. Уже на практике я понял, зачем нужна статистика и линейная алгебра, ведь когда учишься, ты этого не осознаешь – а жаль, потому что из-за этого порой не достает мотиваций к учебе.
Например, язык. Я учился в школе с хорошим английским, уже в Вышке прокачал его до бизнес-уровня. Хорошим бонусом стали разные специализации факультета, которые позволили овладеть английским с учетом культурных особенностей той или иной страны, что порой очень важно в бизнесе. Язык — это такой карт-бланш, особенно, если ты хочешь построить международную карьеру или вступить в международное бизнес-сообщество.
Я всегда старался совмещать обучение и чтение таких изданий, как Forbes, «Секрет фирмы», РБК, и это ярко иллюстрировало то, где может проявить свою компетентность специалист вроде меня. То, чем я занимаюсь сейчас, больше похоже на консалтинг, и здесь важно понимать, как все в мире взаимосвязано с точки зрения экономики и бизнеса. Дальше на экономическую базу можно нанизывать разные знания, в том числе в маркетинге и диджитале.
«чем круче твое базовое образование, чем лучше прокачены твои навыки анализа и структурирования информации и тем легче тебе осваивать новые области»
Да, потому что онлайн становится одним из основных каналов продвижения бизнеса, и маркетинг в целом становится более технологичным. Можно не быть программистом, но понимать, как все устроено. Еще лучше - освоить JavaScript, Python и MySQL, так как маркетинг становится все более технологичным, и для того, чтобы им эффективно управлять, нужно самому разбираться в технологическом стэке. При этом – чем круче твое базовое образование, чем лучше прокачены твои навыки анализа и структурирования информации и тем легче тебе осваивать новые области.
На меня в первую очередь повлиял Бизнес-инкубатор Вышки, где я на первом курсе помогал с организацией мероприятий и начал разбираться в бизнес-процессах. Ассоциацию мировой экономики придумал мой однокурсник, я участвовал в реализации задумки, целью было познакомить студентов с самыми горячими темами и авторитетными взглядами на них в рамках дискуссионного клуба. Мы приглашали в Вышку Никиту Михалкова, Ксению Собчак, Андрея Илларионова, Ирину Прохорову и других неоднозначных персон. Это помогло получить опыт организации больших мероприятий, дало понимание коммуникации на высоком уровне – с известными людьми, с руководством университета – и помогло продвинуть студенческую инициативу во внешнюю среду.
Вышка действительно воспитывает правильные ценности. Это общие взгляды на мир, умение быстро погружаться во что-то новое, не бояться делать больше, чем можешь на первый взгляд. Пять сессий в год на всю жизнь научат тебя не бояться любых задач. Еще вышкинцев отличает умение знакомиться и общаться с людьми за счет широкого взгляда на мир, культурного бэкграунда, который позволяет всегда выходить на нужные уровни коммуникации. В моем случае Вышка не раз сыграла позитивную роль в общении с клиентом — если у нас оказывалась общая база, дело приобретало новый градус доверия. Хотелось бы наладить более тесное взаимодействие студентов и выпускников, например по программе менторства или в формате лекций, мероприятий, обмена опытом и знаниями.
У меня есть мечта — получить МВА в Стэнфорде и работать в Долине. Когда я учился в Вышке, то ездил по студенческой программе Stanford SURF и вернулся под огромным впечатлением, там культура предпринимательства развита до высочайшего уровня.
Мы с партнером чувствуем необходимость в росте на собственной практике — компания Qmarketing увеличилась с 10 до 60 человек за полтора года. В таких условиях нет времени читать книжки и смотреть лекции, поэтому мы создали свой особый формат быстрого изучения материалов. Несколько топ-менеджеров делят между собой горячие темы на основе выжимки из бизнес-литературы — это статьи, книги, лекции, исследования — и на встрече раз в неделю рассказывают то, что показалось наиболее полезным для нашей компании, и обсуждают. Но в борьбе с челленджами, когда под рукой нет подходящего кейса, порой бывает не просто — не хватает выправки, которую приобретаешь в среде, в общении с крутыми экспертами-практиками.
«любому для успеха важно понять — какие твои сильные стороны, вокруг них и нужно строить либо свою карьеру или бизнес»
У нас в Вышке был курс по маркетингу, мне он нравился, несмотря на преобладание теории, хотелось это как-то совместить с интернетом, и я решил попробовать на практике. На 5 курсе я устроился в небольшое рекламное агентство, где занимался диджитал-проектами как проджект-менеджер. Приходилось все осваивать на ходу, в том числе решать вопросы с юристом и бухгалтером, и очень быстро. Зато появилось понимание диджитал-среды, в которую так стремительно уходит коммуникация с потребителем. Для меня это была очень хорошая школа, где я научился искать новые пути коммуникации, в том числе с самыми сложными людьми, и разобрался в том, чем хочу дальше заниматься по жизни.
К этому я шел долго. Много ошибался. Оказалось, что для старта очень важен партнер — для меня это мой партнер, двигатель и зажигалка — Роман Кумар Виас. Я в нашей связке скорее систематизатор и операционщик и хорошо могу приземлять его идеи и эффективно выстраивать бизнес-процессы. Мне кажется, любому для успеха важно понять — какие твои сильные стороны, вокруг них и нужно строить либо свою карьеру или бизнес. По слабым сторонам важно найти партнера, который их закроет, остальное можно прокачать. У нас был пример в компании: девочка работала по одной специализации, и у нее ничего не получалось — мы не стали ее увольнять, а передвинули на другую должность, и человек зажегся.
Мы ищем сотрудников сами и предпочитаем брать на работу людей без опыта, но с близкими нам ценностями и мышлением. Это оказалось эффективнее — недавно мы искали аналитиков, с hh.ru я не смог взять ни одного кандидата, а вот через телеграм-канал нашел прекрасного сотрудника. Сейчас мы много времени уделяем тому, чтобы понять, подходит человек нам по духу и мировоззрению или нет, для этого мы спрашиваем его о больших целях, увлечениях, моральных принципах, и именно эти темы раскрывают глубину личности, ценностей и мотивации. Пусть мечта выглядит неосуществимой, но то, что у человека есть четкое целеполагание и план достижения этих целей, уже показывает его «угол обзора».
Начну с идеи. Я работал и на клиентской стороне, и на агентской, и видел, как устроен рекламный рынок в России. Он мне очень не нравится, потому что большие агентства нацелены на решение бизнес-задач, люди мыслят устаревшими подходами, не следят за тем, что происходит в технологическом мире, не хотят применять нестандартные ходы и не ценят, не развивают сотрудников. Роман видел рынок со стороны заказчика услуг и со стороны сооснователя бизнеса, отвечающего за маркетинг.
Мы решили совместить консалтинг и диджитал для технологических компаний и стартапов, на тот момент в России такого формата не было. Мы разрабатываем маркетинговые стратегии, помогаем создать или прокачать существующий цифровой сервис, вывести офлайн-бизнес в онлайн-каналы. Оказалось, что это очень востребованная услуга — я почувствовал, что выбрал верное направление, делаю что-то нужное и вижу реальные результаты. Сейчас мы подружили Qmarketing с Big3 в России и и помогаем с digital-экспертизой в рамках больших и сложных консалтинговых проектов.
В декабре нашей компании будет 2 года. Сейчас мы вышли на более зрелую стадию роста, а еще год назад приходилось очень быстро понимать, на ходу учиться и спотыкаться, выстраивать бизнес-процессы. Несмотря на то, что у нас культура стартапа, мы уделяем большой фокус оптимизации бизнес-процессов и эффективному менеджменту, чтобы масштабироваться и расти дальше.
Мне кажется, что для камерного числа сотрудников в стартапе бизнес-процессы не всегда нужны. Можно просто подойти и договориться. После 25-30 человек в коллективе наступает путаница, нужны четкие процессы, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора. Какие бы ни были замечательные люди, нужна четкая структура и процессы, чек-листы и чувство непрерывной и слаженной работы, где у каждого своя функция. Особенно это важно с ростом клиентов, требования которых меняются в процессе работы, нужно быть готовыми к постоянной перестройке стратегии.
Мы много работаем с технологическими сервисами, и они созданы полностью под удобства современного потребителя. Все происходит в приложениях, поэтому возникают такие проекты как конструктор ужинов «Шефмаркет», uber для врачей DOC+, сервис облачного хранения вещей «Чердак». Потребитель стал более продвинут, ему нужна скорость и удобство — поэтому приходится помогать малому, среднему и большому бизнесу, которые еще не успели приспособиться к растущим требованиям клиента.
Я увидел новость о том, что Ярослав Кузьминов обещал полный переход Вышки на онлайн-лекции. Это очень горячая тема, мы сейчас строим продукт, нацеленный на глобальный рынок и связанный с онлайн обучением диджитал-маркетингу, поэтому мы погружены в изучение новых технологий, которые меняют образование. Современные студенты другие, и формат Coursera уже не так хорошо работает — до конца курса доходят 2 — 3%, потому что нет ментора, который помог бы в обучении и ответил на твои вопросы.
Предполагаю, что Вышка переходит к смешанному формату — есть ментор, но нет аудитории, где сидят 100 человек. Последний пример — проект GoPractice, это онлайн обучение аналитиков, которые участвуют в технологических стартапах. Там обучение построено в виде игрового квеста, где участник проживает реальные рабочие ситуации, в которые может попасть на работе в компании.
Когда быстро растешь, сталкиваешься с проблемой: как быстро нанять людей и обучить сотрудников. Мы создали внутреннюю образовательную схему на основе платформы Geenio — упаковали знания в несколько курсов из лекций и тестов, по окончании которых сдается экзамен старшему сотруднику.
Когда я первый раз участвовал в разработке курса для Вышки по интернет-маркетингу, понял, что рассказывать ребятам теоретические вещи будет тяжело, потому что у них нет базы. Тогда мы сделали формат кейс-стади, сначала давали теорию, а потом делили ребят на группы и задавали задачки из жизни, чтобы они могли пропустить новые знания через себя.
Когда я работал в агентстве, коллега моего начальника ушел на профессорское место в Вышке — тогда они задумывали кейс-обучение и привлекали людей из индустрии. Я познакомился с преподавателями из Вышки – Олегом Каширских, Александром Можаевым и Марией Мордвиновой, и мы попробовали сделать курс по диджитал-маркетингу как факультативный — он очень понравился студентам, и теперь курс в основной программе. Мы каждый год экспериментируем с форматом, зовем разных людей из индустрии — это интересно ребятам, они видят, как знания проявляются в жизни. Я рассказываю про стратегию и экосистему каналов, чтобы заложить правильный фундамент знаний в этой области.
Хотелось бы, чтобы Вышка чаще приглашала выпускников рассказать в формате лекции или мастер-класса о том, чем тот занимается. Было бы ценно, если Вышка решит привлекать выпускников для корректировки образовательной программы — они с нашими «родными» ценностями работают в индустрии, понимают, как можно совместить академический подход университета и требования профессии.
Прекрасна также идея менторства — когда видишь талантливых ребят, им хочется как-то помогать, самому учиться у них. На западе, например на МВА, ты можешь связаться с любым выпускником – это здорово, особенно когда вы все разъехались по разным странам и делитесь уникальным опытом, а заодно выстраиваете комьюнити уже на международном уровне. Лично я с удовольствием читаю лекции в родном вузе, приношу свой вклад в университет, и мне от этого хорошо.