• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Недостаточно, чтобы студент знал, сколько будет 2х2, нужно знать всю таблицу умножения!

В стенах Almamater студсовет МЭиМП в лице Юли Шараповой и Леры Сучковой подготовил вопросы, на которые преподаватель кафедры экономической теории факультета экономики Людмила Борисовна Щукина любезно согласилась ответить.

Первый наш вопрос был о студенческих годах преподавателя: о том, какие моменты больше всего запомнились, ведь именно в этот период жизни, мы столько всего переживаем, пробираясь через «тернии к звездам». Людмила Борисовна улыбнулась, немного задумалась, и ответила, что этот период был для нее счастливым и интересным. В школе она была прилежной ученицей, поэтому вступительные экзамены на отделение экономической кибернетики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова были сданы успешно, но запомнились как один из самых стрессовых моментов жизни. Во время обучения в МГУ гранит науки поддавался тем, кто много и упорно трудился: после аудиторных занятий и обеда в студенческой столовой студенты оказывались в читальном зале, где, как правило,  работали до самого закрытия. Тогдашние студенты вообще предпочитали читальный зал университетской библиотеки другим способам времяпрепровождения. «Прогульщики» лекций и семинарских занятий удирали не в «киношку», а оказывались в читальном зале. После поступления в МГУ жизнь Людмилы Борисовны, протекавшая до этого размеренно и спокойно, перешла к очень бурному ритму, ведь «для нас – московских студентов – темп жизни в Москве бешеный, очень насыщенный: занятия, театр, концерты органной музыки, балет и опера в Большом театре, Третьяковка, Пушкинский музей, а летом – студенческие отряды».  Оказывается, что Москва – ее любимый город, «в котором у человека наполненная жизнь, и в котором стремительно бежит время». После окончания университета в 1975 г. Любовь Борисовну по распределению направили в Политехнический институт города Комсомольск-на-Амуре, где она преподавала политическую экономию.

Затем мы расспросили Людмилу Борисовну о первых проведенных ею лекциях. Конечно, она испытывала чувство волнения. По словам преподавателя, это не было страхом перед публикой, скорее было похоже на выброс адреналина. Ей кажется, что состояние преподавателя перед первой в учебном году лекцией сродни состоянию актера перед выходом на сцену. Конечно, это чувство теперь уже не такое сильное, как в начале преподавательской карьеры, «с годами привыкаешь». Людмиле Борисовне нравится быть преподавателем.

Что касается забавных случаев в преподавательской деятельности, у Людмилы Борисовны их было много, ведь стаж работы достаточно большой. Она как-то даже пыталась собирать шпаргалки, но некоторые из них были настолько оригинально «расположены», что изъять их было невозможно: «Помнится, была студентка, переписавшая материал себе на ноги». А еще ей вспомнился случай из студенческой жизни, когда отделение сдавало экзамен по математическому анализу: одна из студенток идет от двери к столу преподавателя, чтобы взять экзаменационный билет. Во время этого движения из-за голенища ее сапога начинает постепенно показываться пачка заготовленных шпаргалок, которую видят все присутствующие в аудитории, в том числе и принимающие экзамен преподаватели. Шпаргалки изымаются, в аудитории – дружный смех. Но история повторяется – такой же случай произошел с одной из ее студенток, когда Людмила Борисовна уже была преподавателем. Если говорить о забавных случаях уже в Вышке, то, вспоминая их,  как-то больше хочется плакать, чем смеяться. Например, студентка в контрольной работе делит 0,099 на 3 и получает 0,33. На семинарском занятии студент переносит два слагаемых из правой части уравнения в левую: в одном слагаемом при этом меняет знак, в другом – нет. Или на зачете: спрашиваешь студента о функциях денег, об уравнении количественной теории денег, а в ответ слышишь, что «счастье – не в деньгах, а в их количестве». Одним словом, «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

Как нам всем известно, Людмила Борисовна обладает репутацией одного из самых требовательных и строгих преподавателей университета. Мы решили узнать ее мнение на этот счет. «Я считаю себя нормальным преподавателем. Под нормальным подразумевается, что я не требую больше, чем нужно знать в соответствии с программой». Л.Б. Щукина подчеркнула, что стоит различать два качества: требовательность и придирчивость, добавив: «Я стараюсь как можно объективнее оценивать знания студентов. Для этого мною преимущественно используются письменные работы. Конечно, мне мало, чтобы студент знал, сколько будет 2х2, этого недостаточно, нужно знать всю таблицу умножения».

Часто мы слышим от родителей фразы вроде: «Вот я в твои-то годы все время посвящал учебе». Нам захотелось узнать у Людмилы Борисовны, действительно ли студенты меняются из года в год и в какую сторону. Она ответила: «Несомненно, студенты меняются, это естественный процесс в обществе». Людмила Борисовна выделила временные рамки, в которые изменения были ярко выражены: «До 90-х годов студенты были старательными, много времени уделяли учебе, однако после распада СССР и ваучерной «прихватизации» молодежь изменилась кардинально. Немногие стремились получать новые знания, молодежи было не до этого». Но сейчас, по словам преподавателя, люди вновь стали задумываться о своем будущем и пользоваться каждой возможностью узнать что-то новое, получить достойное образование.

Каждому студенту интересно узнать, что преподаватели в них ценят. Людмила Борисовна любезно поделилась с нами своими предпочтениями. Итак, больше всего в студентах она ценит целеустремленность. На втором месте – трудолюбие, потом усидчивость. Людмила Борисовна делит учеников на три категории: «Одна треть –старательные, умные, трудолюбивые дети, вторая – откровенно ленивые, оставшаяся треть – «ни рыба, ни мясо»».

 В течение учебного года у преподавателей, так же как и у студентов, полно забот и разных дел, свободного времени для развлечений и отдыха не хватает. И когда появляется свободная минутка Людмила Борисовна старается проводить её со своими близкими. Огромную роль в её жизни играет внук, которого она очень сильно любит, обожает нянчить малыша.

Что касается искусства, то у Людмилы Борисовны с ее мужем вкусы во многом совпадают: они вместе слушают классическую музыку, читают книги, смотрят записи лучших спектаклей советского театра и лучших фильмов отечественного кинематографа. К числу её любимых фильмов относятся «Любовь и голуби», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Война и мир» и «Они сражались за Родину» (Сергея Бондарчука) и многие другие (в таком коротком интервью все и не перечислишь). Голливудский кинематограф не привлекает внимания Людмилы Борисовны, особенно американская экранизация классической русской литературы. «Последняя экранизация «Войны и мира» слова доброго не заслуживает, уже рекламные ролики вызывали тошноту. Смотреть не стала».

Беседу можно было продолжать бесконечно, но, к сожалению, нам надо было бежать по другим делам, а Людмиле Борисовне – заниматься своими студентами. Пораженные тем, как много можно узнать о преподавателе в неформальной обстановке, мы пожелали Людмиле Борисовне Щукиной продолжения ее яркой преподавательской карьеры и талантливых учеников, а она нам – успехов во всех начинаниях.

Шарапова Юля, Сучкова Лера.