Интервью с руководителями Школы ситуационного анализа
Прием заявок в Школу ситуационного анализа идет до 7 ноября.
Подробнее про идею проекта, работу в сценарных группах и полезные навыки нам рассказали организаторы Школы:
- Декан и научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Александрович Караганов
- Заместитель декана по науке, директор ЦКЕМИ Анастасия Борисовна Лихачева
- Заместитель директора ЦКЕМИ, старший преподаватель ФМЭиМП Дмитрий Вячеславович Суслов
Как возникла идея Школы ситуационного анализа?
С.А. Караганов: Практика ситуационных анализов была создана в 1970-е годы российскими учеными Арбатовым, Примаковым и рядом других. Я тогда юношей начинал в этом участвовать, «подносил патроны». Затем в 2000-х мы решили восстановить эту практику. В начале 2010-го года мы привлекли 200 выдающихся экспертов и сделали серию ситуационных анализов, на основании которых была подготовлена Стратегия развития России. Но проблема с этим проектом заключалась в том, что выпустили мы его в 2014 году, когда всё посыпалось.
Сейчас мы проводим ситуационные анализы в основном под эгидой МИД. В частности, доклад по стратегической стабильности российского МИДа сделан на основе наших анализов, как и доклад по экологической политике. Ситуационные анализы – это особый вид мозгового штурма с мягким или жестким сценарием, пригодный для анализа как международных, так и экономических, и политических проблем.
В чем состоит уникальность этого вида анализа?
Д.В. Суслов: На сегодняшний день метод ситуационного анализа – наиболее оптимальный инструмент качественного анализа и прогноза международных, внешне- и внутриполитических ситуаций. Более того, мы применяли ситуационные анализы для анализа экономических отношений, внешнеэкономических связей.
Самая главная особенность этого метода состоит в том, что ход обсуждения, темы и характер полностью определяется сценарной группой, а не участниками обсуждения. На классических конференциях участников просят высказаться на заданную тему. Ситуационный же анализ этой свободы не предоставляет, он предполагает жесткое ведение и подробный план-сценарий с поминутным расписанием тем и ракурсов обсуждения. Если выступающий не следует сценарию, задача модератора – вернуть его в нужное русло. Затем начинается дискуссия, где участники высказывают свое несогласие и дополнения. Так выглядит классический ситуационный анализ.
Есть и модифицированная методика – когда сценарная группа пишет не только план обсуждения, но и предварительный текст обсуждения с нашим видением ответов на вопросы. Этот текст выносится на обсуждение, и участники критикуют и дополняют его.
Чем конкретно будут заниматься участники проекта?
А.Б. Лихачева: Студенты попробуют себя во всех ролях. Сначала это будет знакомство с методикой, чтобы на конкретных примерах понять принцип работы. Дальше студенты попробуют себя и в сценарных группах, составляя планы-сценарии, и в роли модераторов в группах, что самое сложное.
С.А. Караганов: Сначала под руководством нас троих и других наших преподавателей, например, Т.В. Бордачева и Ф.А. Лукьянова, мы будем проигрывать ситуационный анализ, чтобы ребята поняли, как это работает, а потом мы будем предоставлять возможность им самим разыгрывать процесс под нашим руководством.
Д.В. Суслов: Для студентов это будет сверхтрудный семинар в кубе, а может и в четвертой, пятой степенях. Потому что на семинаре они должны быть просто подготовлены и говорить свободно, а здесь они должны быть сверх подготовлены и говорить не свободно, а то, что от них требует ведущий.
Кого вы ждете в числе участников проекта?
С.А. Караганов: Мы будем приглашать в первую очередь международников, но также будем привлекать студентов и с других программ. Зачастую на ситуационных анализах нужны люди со стороны, чтобы поставить неожиданные вопросы и не согласиться с узкими специалистами.
А.Б. Лихачева: Мы не будем отбирать ребят по шаблонным фразам в мотивационных письмах об ответственности и коммуникативных навыках. В письме лучше четко объяснить, зачем они хотят участвовать в Школе. Конечно, будут учитываться рейтинг и владение вторым языком. Это показатель того, что человек готов видеть и понимать мир с разных точек зрения.
Какие навыки студенты получат по итогам участия в Школе?
А.Б. Лихачева: Методика ситуационного анализа отлично развивает soft skills. Здесь важно не просто составить вопросы, но и представить, как другие люди могут на них отвечать, как они могут саботировать вопросы, провести заочный интеллектуальный диалог. Овладев этой методикой, ребята в любой работе, связанной с общением с людьми, смогут применить эти навыки.
Д.В. Суслов: В работе международника эти навыки просто необходимы, в текущей хаотизации международных отношений и снижении общего уровня предсказуемости метод ситуационного анализа позволяет разобраться и нащупать твердую почву под ногами.
К тому же, ситуационный анализ – это метод, который может применяться как к анализу международных отношений, так и, например, к анализу ситуации на внутреннем или внешнем рынке. Поэтому этот навык сильно пригодится в бизнесе, в формировании стратегии компании.
А.Б. Лихачева: Все наши студенты – очень яркие, талантливые люди, олимпиадники, медалисты. И наша Школа поможет студентам выйти из рамок своего таланта и начать организовать коллективное мышление. А навык организации коллективного мышления сегодня чрезвычайно важен. Ситуационный анализ учит тому, как быть услышанным.