• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва,

ул. Малая Ордынка, д.17 стр.1 (схема проезда)

E-mail: weia@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Ковалев Игорь Георгиевич
Заместитель декана по науке Лихачева Анастасия Борисовна
Заместитель декана по финансовой и административной работе Медведев Денис Анатольевич
Заместитель декана по работе с абитуриентами и выпускниками Жихарева Анна Владимировна

Наши партнеры

 

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
49/80/10
49 бюджетных мест
80 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Международные отношения

4 года
Очная форма обучения
40/60/25
40 бюджетных мест
60 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Мировая экономика

4 года
Очная форма обучения
50/100/25
50 бюджетных мест
100 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета по международным отношениям

4 года
Очная форма обучения
170/10
170 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии»

4 года
Очная форма обучения
80/15
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Международные отношения в Евразии

2 года
Очная форма обучения
5/20
5 платных мест
20 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Международные отношения: европейские и азиатские исследования

2 года
Очная форма обучения
25/10/15
25 бюджетных мест
10 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Международный бизнес

2 года
Очная форма обучения
60/25
60 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Мировая экономика

2 года
Очная форма обучения
40/10/6
40 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии

2 года
Очная форма обучения
25/10/5
25 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Экономика, политика и бизнес в Азии / Economics, politics and business in Asia

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Книга
Исследования по философии истории, политики, безопасности: в трех томах

Гласер М. А.

Т. 1: Философия истории и историческая наука. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2021.

Глава в книге
Принципы международного права.

Нефедов Б. И., Вылегжанин А. Н.

В кн.: Международное право в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов. Ч. 1. М.: Юрайт, 2021. Гл. 4. С. 72-83.

Интервью с руководителями Школы ситуационного анализа

Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ запускает на базе ЦКЕМИ Школу ситуационного анализа. Главная цель проекта – подготовка пула молодых экспертов, владеющих современными техниками разработки, организации и проведения ситуационных анализов по самым широким вопросам международных отношений, мировой экономики, регионоведения и востоковедения.

Прием заявок в Школу ситуационного анализа идет до 20 октября.

Подробнее про идею проекта, работу в сценарных группах и полезные навыки нам рассказали организаторы Школы:

  • Декан и научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Александрович Караганов
  • Заместитель декана по науке, директор ЦКЕМИ Анастасия Борисовна Лихачева
  • Заместитель директора ЦКЕМИ, старший преподаватель ФМЭиМП Дмитрий Вячеславович Суслов

Как возникла идея Школы ситуационного анализа?

С.А. Караганов: Практика ситуационных анализов была создана в 1970-е годы  российскими учеными Арбатовым, Примаковым и рядом других. Я тогда юношей начинал в этом участвовать, «подносил патроны». Затем в 2000-х мы решили восстановить эту практику. В начале 2010-го года мы привлекли 200 выдающихся экспертов и сделали серию ситуационных анализов, на основании которых была подготовлена Стратегия развития России. Но проблема с этим проектом заключалась в том, что выпустили мы его в 2014 году, когда всё посыпалось.

Сейчас мы проводим ситуационные анализы в основном под эгидой МИД. В частности, доклад по стратегической стабильности российского МИДа сделан на основе наших анализов, как и доклад по экологической политике. Ситуационные анализы – это особый вид мозгового штурма с мягким или жестким сценарием, пригодный для анализа как международных, так и экономических, и политических проблем. 

В чем состоит уникальность этого вида анализа?

Д.В. Суслов: На сегодняшний день метод ситуационного анализа – наиболее оптимальный инструмент качественного анализа и прогноза международных, внешне- и внутриполитических ситуаций. Более того, мы применяли ситуационные анализы для анализа экономических отношений, внешнеэкономических связей.

Самая главная особенность этого метода состоит в том, что ход обсуждения, темы и характер полностью определяется сценарной группой, а не участниками обсуждения. На классических конференциях участников просят высказаться на заданную тему. Ситуационный же анализ этой свободы не предоставляет, он предполагает жесткое ведение и подробный план-сценарий с поминутным расписанием тем и ракурсов обсуждения. Если выступающий не следует сценарию, задача модератора – вернуть его в нужное русло. Затем начинается дискуссия, где участники высказывают свое несогласие и дополнения. Так выглядит классический ситуационный анализ.

Есть и модифицированная методика – когда сценарная группа пишет не только план обсуждения, но и предварительный текст обсуждения с нашим видением ответов на вопросы. Этот текст выносится на обсуждение, и участники критикуют и дополняют его.  

Чем конкретно будут заниматься участники проекта?

А.Б. Лихачева: Студенты попробуют себя во всех ролях. Сначала это будет знакомство с методикой, чтобы на конкретных примерах понять принцип работы. Дальше студенты попробуют себя и в сценарных группах, составляя планы-сценарии, и в роли модераторов в группах, что самое сложное.

С.А. Караганов: Сначала под руководством нас троих и других наших преподавателей, например, Т.В. Бордачева и Ф.А. Лукьянова, мы будем проигрывать ситуационный анализ, чтобы ребята поняли, как это работает, а потом мы будем предоставлять возможность им самим разыгрывать процесс под нашим руководством.

Д.В. Суслов: Для студентов это будет сверхтрудный семинар в кубе, а может и в четвертой, пятой степенях. Потому что на семинаре они должны быть просто подготовлены и говорить свободно, а здесь они должны быть сверх подготовлены и говорить не свободно, а то, что от них требует ведущий. 

Кого вы ждете в числе участников проекта?

С.А. Караганов: Мы будем приглашать в первую очередь международников, но также будем привлекать студентов и с других программ. Зачастую на ситуационных анализах нужны люди со стороны, чтобы поставить неожиданные вопросы и не согласиться с узкими специалистами.

А.Б. Лихачева: Мы не будем отбирать ребят по шаблонным фразам в мотивационных письмах об ответственности и коммуникативных навыках. В письме лучше четко объяснить, зачем они хотят участвовать в Школе. Конечно, будут учитываться рейтинг и владение вторым языком. Это показатель того, что человек готов видеть и понимать мир с разных точек зрения. 

Какие навыки студенты получат по итогам участия в Школе?

А.Б. Лихачева: Методика ситуационного анализа отлично развивает soft skills. Здесь важно не просто составить вопросы, но и представить, как другие люди могут на них отвечать, как они могут саботировать вопросы, провести заочный интеллектуальный диалог. Овладев этой методикой, ребята в любой работе, связанной с общением с людьми, смогут применить эти навыки.

Д.В. Суслов: В работе международника эти навыки просто необходимы, в текущей хаотизации международных отношений и снижении общего уровня предсказуемости метод ситуационного анализа позволяет разобраться и нащупать твердую почву под ногами.

К тому же, ситуационный анализ – это метод, который может применяться как к анализу международных отношений, так и, например, к анализу ситуации на внутреннем или внешнем рынке. Поэтому этот навык сильно пригодится в бизнесе, в формировании стратегии компании.

А.Б. Лихачева: Все наши студенты – очень яркие, талантливые люди, олимпиадники, медалисты. И наша Школа поможет студентам выйти из рамок своего таланта и начать организовать коллективное мышление. А навык организации коллективного мышления сегодня чрезвычайно важен. Ситуационный анализ учит тому, как быть услышанным.