Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
58 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
80 платных мест
8 платных мест для иностранцев
80 платных мест
10 платных мест для иностранцев
45 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
100 платных мест
25 платных мест для иностранцев
140 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
35 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
15 платных мест для иностранцев
55 бюджетных мест
14 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
30 платных мест
10 платных мест для иностранцев
In bk.: Global India: The Pursuit of Influence and Status. Vol. 1st Edition. L.: Routledge, 2023. Ch. 7. P. 118-135.
Krukov V. A., Nefedkin V.
SEMA SIMAI Springer Series. 2022. P. 137-153.
Bennett Y., Brown S., Christensen T. et al.
Routledge, 2023.
Interdisciplinary Journal of Populism. 2022. No. 3. P. 182-206.
Прием заявок в Школу ситуационного анализа идет до 7 ноября.
Подробнее про идею проекта, работу в сценарных группах и полезные навыки нам рассказали организаторы Школы:
С.А. Караганов: Практика ситуационных анализов была создана в 1970-е годы российскими учеными Арбатовым, Примаковым и рядом других. Я тогда юношей начинал в этом участвовать, «подносил патроны». Затем в 2000-х мы решили восстановить эту практику. В начале 2010-го года мы привлекли 200 выдающихся экспертов и сделали серию ситуационных анализов, на основании которых была подготовлена Стратегия развития России. Но проблема с этим проектом заключалась в том, что выпустили мы его в 2014 году, когда всё посыпалось.
Сейчас мы проводим ситуационные анализы в основном под эгидой МИД. В частности, доклад по стратегической стабильности российского МИДа сделан на основе наших анализов, как и доклад по экологической политике. Ситуационные анализы – это особый вид мозгового штурма с мягким или жестким сценарием, пригодный для анализа как международных, так и экономических, и политических проблем.
Д.В. Суслов: На сегодняшний день метод ситуационного анализа – наиболее оптимальный инструмент качественного анализа и прогноза международных, внешне- и внутриполитических ситуаций. Более того, мы применяли ситуационные анализы для анализа экономических отношений, внешнеэкономических связей.
Самая главная особенность этого метода состоит в том, что ход обсуждения, темы и характер полностью определяется сценарной группой, а не участниками обсуждения. На классических конференциях участников просят высказаться на заданную тему. Ситуационный же анализ этой свободы не предоставляет, он предполагает жесткое ведение и подробный план-сценарий с поминутным расписанием тем и ракурсов обсуждения. Если выступающий не следует сценарию, задача модератора – вернуть его в нужное русло. Затем начинается дискуссия, где участники высказывают свое несогласие и дополнения. Так выглядит классический ситуационный анализ.
Есть и модифицированная методика – когда сценарная группа пишет не только план обсуждения, но и предварительный текст обсуждения с нашим видением ответов на вопросы. Этот текст выносится на обсуждение, и участники критикуют и дополняют его.
А.Б. Лихачева: Студенты попробуют себя во всех ролях. Сначала это будет знакомство с методикой, чтобы на конкретных примерах понять принцип работы. Дальше студенты попробуют себя и в сценарных группах, составляя планы-сценарии, и в роли модераторов в группах, что самое сложное.
С.А. Караганов: Сначала под руководством нас троих и других наших преподавателей, например, Т.В. Бордачева и Ф.А. Лукьянова, мы будем проигрывать ситуационный анализ, чтобы ребята поняли, как это работает, а потом мы будем предоставлять возможность им самим разыгрывать процесс под нашим руководством.
Д.В. Суслов: Для студентов это будет сверхтрудный семинар в кубе, а может и в четвертой, пятой степенях. Потому что на семинаре они должны быть просто подготовлены и говорить свободно, а здесь они должны быть сверх подготовлены и говорить не свободно, а то, что от них требует ведущий.
С.А. Караганов: Мы будем приглашать в первую очередь международников, но также будем привлекать студентов и с других программ. Зачастую на ситуационных анализах нужны люди со стороны, чтобы поставить неожиданные вопросы и не согласиться с узкими специалистами.
А.Б. Лихачева: Мы не будем отбирать ребят по шаблонным фразам в мотивационных письмах об ответственности и коммуникативных навыках. В письме лучше четко объяснить, зачем они хотят участвовать в Школе. Конечно, будут учитываться рейтинг и владение вторым языком. Это показатель того, что человек готов видеть и понимать мир с разных точек зрения.
А.Б. Лихачева: Методика ситуационного анализа отлично развивает soft skills. Здесь важно не просто составить вопросы, но и представить, как другие люди могут на них отвечать, как они могут саботировать вопросы, провести заочный интеллектуальный диалог. Овладев этой методикой, ребята в любой работе, связанной с общением с людьми, смогут применить эти навыки.
Д.В. Суслов: В работе международника эти навыки просто необходимы, в текущей хаотизации международных отношений и снижении общего уровня предсказуемости метод ситуационного анализа позволяет разобраться и нащупать твердую почву под ногами.
К тому же, ситуационный анализ – это метод, который может применяться как к анализу международных отношений, так и, например, к анализу ситуации на внутреннем или внешнем рынке. Поэтому этот навык сильно пригодится в бизнесе, в формировании стратегии компании.
А.Б. Лихачева: Все наши студенты – очень яркие, талантливые люди, олимпиадники, медалисты. И наша Школа поможет студентам выйти из рамок своего таланта и начать организовать коллективное мышление. А навык организации коллективного мышления сегодня чрезвычайно важен. Ситуационный анализ учит тому, как быть услышанным.