• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва,

ул. Малая Ордынка, д.17 стр.1 (схема проезда)

E-mail: weia@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Караганов Сергей Александрович
Первый заместитель декана Ковалев Игорь Георгиевич
Заместитель декана по науке Морозкина Александра Константиновна
Заместитель декана по финансовой и административной работе Медведев Денис Анатольевич
Заместитель декана по работе с абитуриентами и выпускниками Жихарева Анна Владимировна
Заместитель декана по дополнительному образованию Цуканова Ольга Александровна

Наши партнеры

 

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
58/105/8

58 бюджетных мест

8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

105 платных мест

8 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Международная программа «Международные отношения и глобальные исследования»

4 года
Очная форма обучения
80/10

80 платных мест

10 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Международные отношения

4 года
Очная форма обучения
45/50/25

45 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

25 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мировая экономика

4 года
Очная форма обучения
60/100/25

60 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

100 платных мест

25 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии»

4 года
Очная форма обучения
195/15

195 платных мест

15 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Международная торговая политика

2 года
Очная форма обучения
25/10/5

25 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Международные отношения: европейские и азиатские исследования

2 года
Очная форма обучения
35/10/15

35 бюджетных мест

30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

15 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мировая экономика

2 года
Очная форма обучения
55/10/6

55 бюджетных мест

14 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи "Экономика, политика и бизнес в Азии"

2 года
Очная форма обучения
15/15

15 платных мест

15 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии

2 года
Очная форма обучения
25/10/5

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

5 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Экономика окружающей среды и устойчивое развитие

2 года
Очная форма обучения
30/10

30 платных мест

10 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Глава в книге
A Comparative Analysis of Russian and French Strategies towards India and South Asia

Zakharov A.

In bk.: Global India: The Pursuit of Influence and Status. Vol. 1st Edition. L.: Routledge, 2023. Ch. 7. P. 118-135.

Статья
A World without Borders

Fyodor A. Lukyanov.

Russia in Global Affairs. 2022. Vol. 20. No. 3. P. 5-8.

Статья
Corporations in the Russian Arctic—From Dominance to Leadership

Krukov V. A., Nefedkin V.

SEMA SIMAI Springer Series. 2022. P. 137-153.

Книга
COVID-19 and Foreign Aid Nationalism and Global Development in a New World Order

Bennett Y., Brown S., Christensen T. et al.

Routledge, 2023.

Статья
How To React To Right-Wing Populist Challengers? Lessons From UK Mainstream Parties

Shein S.

Interdisciplinary Journal of Populism. 2022. No. 3. P. 182-206.

Проект Think Arctic: интервью с координатором проекта И.А.Степановым

Проект Think Arctic реализуется Центром комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) в сотрудничестве с Фондом Росконгресс и Аналитическим центром при Правительстве РФ.  Его ключевая цель – продвижение российской повестки в области устойчивого развития, укрепление конструктивного международного диалога и предложение новых точек консенсуса для взаимодействия России со странами-членами и наблюдателями Арктического Совета.

В контексте запуска проекта и проведения открывающих семинаров поговорили с координатором проекта со стороны НИУ ВШЭ Ильей Александровичем Степановым, академическим руководителем образовательной программы «Экономика окружающей среды и устойчивое развитие», заместителем заведующего Научно-учебной лаборатории экономики изменения климата, научным сотрудником ЦКЕМИ.

Расскажите немного про проект

Мы давно проводим арктические исследования и изучаем этот регион, который все более явно выступает в роли нового центра международной жизни и нового центра российской стратегии развития. Арктика всегда на слуху в связи с проблемой глобального изменения климата, которое происходит в регионе в 2–3 раза интенсивнее, чем в среднем по миру. Регион, с одной стороны, становится все более доступным и интересным, в том числе для нерегиональных акторов. С другой стороны, появляются новые риски: экологические, экономические, гуманитарные.

С учетом накопленных компетенций Центра комплексных европейских и международных исследований и отдельных сотрудников факультета, включая меня, Анастасию Борисовну Лихачеву, Игоря Алексеевича Макарова, Дмитрия Вячеславовича Суслова, Василия Борисовича Кашина и других моих коллег, мы реализуем проект, который направлен на продвижение российской повестки в области устойчивого развития, установления конструктивного международного диалога, установления точек консенсуса России с арктическими странами. Все это происходит в контексте председательства России в Арктическом совете, которое продлится ближайшие два года.

Как реализуется проект?

Данный проект имеет две смысловые составляющие. С одной стороны, это исследовательский проект – мы изучаем двусторонние и многосторонние отношения, тренды развития сотрудничества в Арктическом регионе. В фокусе находятся такие сюжеты как изменение климата, обеспечение безопасности, защита окружающей среды, устойчивое развитие и др. Вторая составляющая проекта – продвижение конструктивной российской повестки, укрепление сотрудничества на уровне международных организаций, академического сообщества и бизнеса. Проект предполагает проведение серии международных дискуссий на основе исследования и анализа арктических стратегий 8 стран-членов Арктического совета (Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия) и 3 стран-наблюдателей (КНР, Южная Корея, Индия).

Проект рассчитан на 3 года (в 2023 году заканчивается председательство России в Арктическом совете). Проект запущен недавно и до конца года мы должны провести две первые конференции. 29 ноября состоялось мероприятие, посвященное Российско-финскому сотрудничеству в сфере устойчивого развития Арктического региона, в котором приняли участие Посол Финляндии в России, представители российского и финского академических сообществ, а также представители бизнес-организаций обеих стран. 7 декабря состоится обсуждение аналогичного сотрудничества между Россией и Канадой с близким по статусности составом участников. Всего в период реализации проекта планируется проведение 10-ти подобных мероприятий, международных дискуссий.

Также в ходе проекта в рамках блока сотрудничества с каждой из стран готовятся аналитические обзоры взаимодействия России и другого государства-члена или наблюдателя Арктического совета. Эти обзоры предполагают оценку текущего состояния арктической стратегии той или иной страны, анализ двусторонних отношений в сфере устойчивого развития и сопоставление сфер, ниш и возможностей для сотрудничества в соответствии с целями устойчивого развития ООН. Данные обзоры ложатся в основу уже упомянутых экспертных дискуссий.

Эти материалы станут частью аналитического доклада, который посвящен международному сотрудничеству в области устойчивого развития России с арктическими и неарктическими странами. Результаты данного проекта в дальнейшем будут представлены на площадках высокого уровня, в том числе, на Международных арктических форумах, которые пройдут в апреле 2022 и 2023 годов.

В чем уникальность проекта и его актуальность?

Во-первых, Арктический регион нуждается в добрососедстве и устойчивом сотрудничестве, потому что он во многом уникальный в силу своей географии, климатических условий, чувствительных сюжетов, связанных с военной безопасностью. В Арктике многие годы удается удержать сотрудничество без каких-то серьезных проблем, которые обычно проявляются у нас в общении с западными партнерами. Конечно, в последние годы охлаждение отношений между странами заметно и здесь, но страны арктической восьмерки по-прежнему объедены духом сотрудничества в целях защиты хрупких арктических экосистем, предотвращения нефтеразливов, изучения процессов глобального изменения климата и выработки общих подходов к адаптации к быстро меняющимся климатическим условиям.

Россия, как действующий председатель Арктического совета, стремится усилить сотрудничество и продвинуть конструктивную повестку в области устойчивого развития. Мы видим, что федеральные власти все больше внимания уделяют Арктическому региону. К примеру, Министерство по развитию Дальнего Востока недавно было переименовано в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (что расширило его компетенции), был выпущен ряд новых нормативных документов, в том числе Основы развития Арктической зоны РФ, Стратегия обеспечения безопасности в регионе, были приняты план освоения Северного морского пути и новые формы поддержки экономической деятельности в Арктике. Внимание федеральных и региональных властей России к региону растет колоссально. Это связано как просто со значимостью региона в социально-экономическом развитии страны, так и с изменением его роли в мировой экономике и системе международных отношений.

Почему изучение Арктического региона – это перспективно?

На Арктике сходится много взаимосвязанных аналитических сюжетов, которые позволят развить выгодные компетенции для специалистов. Это сюжеты, связанные с международными отношениями, завязанные на сотрудничестве или конфронтации ведущих держав. Сюжеты, связанные с глобальными экономическими тенденциями – развитием торговли, процессами регионализации, развитием торговых транспортных маршрутов. На Арктике очень отчетливо сходится все, что связано с sustainability, потому что традиционно площадки арктического взаимодействия поддерживают тематику развития низкоуглеродных технологий, противодействия и адаптации к климатическим изменениям, поддержанием уровня жизни коренных малочисленных народов и т.д.

Как молодые специалисты и студенты, которым интересна данная тема, могут попробовать свои силы в арктических исследованиях?

ЦКЕМИ разворачивает свою деятельность на арктическом направлении. Арктика становится одним из приоритетных направлений факультета мировой экономики и мировой политики, потому что факультет всегда находится в тренде международных и российских веяний. Более того – во многом сам их и определяет. Мы будем нуждаться в новых заинтересованных кадрах, которых готовы привлекать через проектную работу, напрямую вовлекать в экспертную деятельность и организацию тематических мероприятий. На дальнейших мероприятиях мы будем рады подключению молодых специалистов к организационной поддержке и исследовательской деятельности через механизмы стажировок, практик, научного ассистентства, потому что проект масштабный и долгосрочный.

Если говорить в целом про арктическую тематику, я бы также посоветовал обратиться к Лаборатории экономики изменения климата, которая уже несколько лет успешно функционирует на факультете и масштабирует свою деятельность. Тема изменения климата на слуху, а в Арктике изучение стратегии декарбонизации арктических стран, стратегии адаптации и выработки планов смягчения климатических рисков имеют особую актуальность.

ЦКЕМИ фокусируется на Арктике именно с точки зрения международных отношений и взаимодействия стран. Лаборатория экономики изменения климата также охватывает Арктику в поле своего исследовательского фокуса, но с точки зрения экономического анализа, с использованием экономического инструментария. Получается, что факультет сразу с нескольких институциональных фронтов подходит к изучению региона.

Какие дальнейшие планы по реализации проекта?

Мы планируем проводить подобные международные мероприятия-дискуссии раз в два месяца. Следующим масштабным мероприятием, вероятно, более сложным и серьезным будет мероприятие с США. К нему нужно будет тщательно готовиться, поскольку с данным партнером больше тонких граней взаимоотношений, особенно в Арктическом регионе.

Возможно, будем чередовать регионы – проводить мероприятия, то с европейскими и североамериканскими коллегами, то с азиатскими. Помимо Арктической восьмерки, на очереди – сложный и интересный Китай, который испытывает неподдельный интерес к этому региону, Южная Корея и Индия.