Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
58 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
105 платных мест
8 платных мест для иностранцев
80 платных мест
10 платных мест для иностранцев
45 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
100 платных мест
25 платных мест для иностранцев
195 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
35 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
15 платных мест для иностранцев
55 бюджетных мест
14 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
30 платных мест
10 платных мест для иностранцев
In bk.: Global India: The Pursuit of Influence and Status. Vol. 1st Edition. L.: Routledge, 2023. Ch. 7. P. 118-135.
Krukov V. A., Nefedkin V.
SEMA SIMAI Springer Series. 2022. P. 137-153.
Bennett Y., Brown S., Christensen T. et al.
Routledge, 2023.
Interdisciplinary Journal of Populism. 2022. No. 3. P. 182-206.
В контексте запуска проекта и проведения открывающих семинаров поговорили с координатором проекта со стороны НИУ ВШЭ Ильей Александровичем Степановым, академическим руководителем образовательной программы «Экономика окружающей среды и устойчивое развитие», заместителем заведующего Научно-учебной лаборатории экономики изменения климата, научным сотрудником ЦКЕМИ.
Расскажите немного про проект
Мы давно проводим арктические исследования и изучаем этот регион, который все более явно выступает в роли нового центра международной жизни и нового центра российской стратегии развития. Арктика всегда на слуху в связи с проблемой глобального изменения климата, которое происходит в регионе в 2–3 раза интенсивнее, чем в среднем по миру. Регион, с одной стороны, становится все более доступным и интересным, в том числе для нерегиональных акторов. С другой стороны, появляются новые риски: экологические, экономические, гуманитарные.
С учетом накопленных компетенций Центра комплексных европейских и международных исследований и отдельных сотрудников факультета, включая меня, Анастасию Борисовну Лихачеву, Игоря Алексеевича Макарова, Дмитрия Вячеславовича Суслова, Василия Борисовича Кашина и других моих коллег, мы реализуем проект, который направлен на продвижение российской повестки в области устойчивого развития, установления конструктивного международного диалога, установления точек консенсуса России с арктическими странами. Все это происходит в контексте председательства России в Арктическом совете, которое продлится ближайшие два года.
Как реализуется проект?
Данный проект имеет две смысловые составляющие. С одной стороны, это исследовательский проект – мы изучаем двусторонние и многосторонние отношения, тренды развития сотрудничества в Арктическом регионе. В фокусе находятся такие сюжеты как изменение климата, обеспечение безопасности, защита окружающей среды, устойчивое развитие и др. Вторая составляющая проекта – продвижение конструктивной российской повестки, укрепление сотрудничества на уровне международных организаций, академического сообщества и бизнеса. Проект предполагает проведение серии международных дискуссий на основе исследования и анализа арктических стратегий 8 стран-членов Арктического совета (Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия) и 3 стран-наблюдателей (КНР, Южная Корея, Индия).
Проект рассчитан на 3 года (в 2023 году заканчивается председательство России в Арктическом совете). Проект запущен недавно и до конца года мы должны провести две первые конференции. 29 ноября состоялось мероприятие, посвященное Российско-финскому сотрудничеству в сфере устойчивого развития Арктического региона, в котором приняли участие Посол Финляндии в России, представители российского и финского академических сообществ, а также представители бизнес-организаций обеих стран. 7 декабря состоится обсуждение аналогичного сотрудничества между Россией и Канадой с близким по статусности составом участников. Всего в период реализации проекта планируется проведение 10-ти подобных мероприятий, международных дискуссий.
Также в ходе проекта в рамках блока сотрудничества с каждой из стран готовятся аналитические обзоры взаимодействия России и другого государства-члена или наблюдателя Арктического совета. Эти обзоры предполагают оценку текущего состояния арктической стратегии той или иной страны, анализ двусторонних отношений в сфере устойчивого развития и сопоставление сфер, ниш и возможностей для сотрудничества в соответствии с целями устойчивого развития ООН. Данные обзоры ложатся в основу уже упомянутых экспертных дискуссий.
Эти материалы станут частью аналитического доклада, который посвящен международному сотрудничеству в области устойчивого развития России с арктическими и неарктическими странами. Результаты данного проекта в дальнейшем будут представлены на площадках высокого уровня, в том числе, на Международных арктических форумах, которые пройдут в апреле 2022 и 2023 годов.
В чем уникальность проекта и его актуальность?
Во-первых, Арктический регион нуждается в добрососедстве и устойчивом сотрудничестве, потому что он во многом уникальный в силу своей географии, климатических условий, чувствительных сюжетов, связанных с военной безопасностью. В Арктике многие годы удается удержать сотрудничество без каких-то серьезных проблем, которые обычно проявляются у нас в общении с западными партнерами. Конечно, в последние годы охлаждение отношений между странами заметно и здесь, но страны арктической восьмерки по-прежнему объедены духом сотрудничества в целях защиты хрупких арктических экосистем, предотвращения нефтеразливов, изучения процессов глобального изменения климата и выработки общих подходов к адаптации к быстро меняющимся климатическим условиям.
Россия, как действующий председатель Арктического совета, стремится усилить сотрудничество и продвинуть конструктивную повестку в области устойчивого развития. Мы видим, что федеральные власти все больше внимания уделяют Арктическому региону. К примеру, Министерство по развитию Дальнего Востока недавно было переименовано в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (что расширило его компетенции), был выпущен ряд новых нормативных документов, в том числе Основы развития Арктической зоны РФ, Стратегия обеспечения безопасности в регионе, были приняты план освоения Северного морского пути и новые формы поддержки экономической деятельности в Арктике. Внимание федеральных и региональных властей России к региону растет колоссально. Это связано как просто со значимостью региона в социально-экономическом развитии страны, так и с изменением его роли в мировой экономике и системе международных отношений.
Почему изучение Арктического региона – это перспективно?
На Арктике сходится много взаимосвязанных аналитических сюжетов, которые позволят развить выгодные компетенции для специалистов. Это сюжеты, связанные с международными отношениями, завязанные на сотрудничестве или конфронтации ведущих держав. Сюжеты, связанные с глобальными экономическими тенденциями – развитием торговли, процессами регионализации, развитием торговых транспортных маршрутов. На Арктике очень отчетливо сходится все, что связано с sustainability, потому что традиционно площадки арктического взаимодействия поддерживают тематику развития низкоуглеродных технологий, противодействия и адаптации к климатическим изменениям, поддержанием уровня жизни коренных малочисленных народов и т.д.
Как молодые специалисты и студенты, которым интересна данная тема, могут попробовать свои силы в арктических исследованиях?
ЦКЕМИ разворачивает свою деятельность на арктическом направлении. Арктика становится одним из приоритетных направлений факультета мировой экономики и мировой политики, потому что факультет всегда находится в тренде международных и российских веяний. Более того – во многом сам их и определяет. Мы будем нуждаться в новых заинтересованных кадрах, которых готовы привлекать через проектную работу, напрямую вовлекать в экспертную деятельность и организацию тематических мероприятий. На дальнейших мероприятиях мы будем рады подключению молодых специалистов к организационной поддержке и исследовательской деятельности через механизмы стажировок, практик, научного ассистентства, потому что проект масштабный и долгосрочный.
Если говорить в целом про арктическую тематику, я бы также посоветовал обратиться к Лаборатории экономики изменения климата, которая уже несколько лет успешно функционирует на факультете и масштабирует свою деятельность. Тема изменения климата на слуху, а в Арктике изучение стратегии декарбонизации арктических стран, стратегии адаптации и выработки планов смягчения климатических рисков имеют особую актуальность.
ЦКЕМИ фокусируется на Арктике именно с точки зрения международных отношений и взаимодействия стран. Лаборатория экономики изменения климата также охватывает Арктику в поле своего исследовательского фокуса, но с точки зрения экономического анализа, с использованием экономического инструментария. Получается, что факультет сразу с нескольких институциональных фронтов подходит к изучению региона.
Какие дальнейшие планы по реализации проекта?
Мы планируем проводить подобные международные мероприятия-дискуссии раз в два месяца. Следующим масштабным мероприятием, вероятно, более сложным и серьезным будет мероприятие с США. К нему нужно будет тщательно готовиться, поскольку с данным партнером больше тонких граней взаимоотношений, особенно в Арктическом регионе.
Возможно, будем чередовать регионы – проводить мероприятия, то с европейскими и североамериканскими коллегами, то с азиатскими. Помимо Арктической восьмерки, на очереди – сложный и интересный Китай, который испытывает неподдельный интерес к этому региону, Южная Корея и Индия.