Фёдор Александрович Лукьянов про медиа в условиях пандемии COVID-19, военную службу и Познера
Пресс-центр факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ пообщался с Фёдором Александровичем Лукьяновым — профессором-исследователем факультета, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике», председателем Президиума Совета по внешней и оборонной политике — про медиа в условиях пандемии COVID-19, службу в армии и учёбу в МГУ!
К новой коронавирусной реальности Фёдор Александрович приспособился довольно быстро. Сначала наступило облегчение — прекратилась ежедневная гонка непонятно за чем. Выяснилось, что без многого можно обойтись, а многое — делать не сходя с места. Но сейчас, через полтора месяца, этот бесконечный «день сурка» начинает утомлять: нет смены впечатлений, пропала динамика. Хотя, возможно, это лишь вопрос привычки. Что точно стало сложнее, так это самоорганизация.
«Когда день расписан, хочешь не хочешь, а надо куда-то перемещаться — есть каркас. Сейчас этот каркас стал меньше».
При всей занятости Фёдор Александрович признается, что грамотным тайм-менеджментом никогда не владел.
«Еще много лет назад я понял, что я — профессиональный фрилансер. Я делаю много разного, но в одном поле деятельности. Я пытаюсь сочетать вещи – некоторые из них смежные. Например, работа в журнале и работа в Совете по внешней оборонной политике тесно взаимосвязаны. Работа в «Валдае» требует довольно много усилий, но там я могу применять опыт, накопленный в других местах. Последние пять лет немалую долю времени у меня занимают факультетские дела».
Что интересно, журнал «Россия в глобальной политике» встретил коронавирус во всеоружии: аккурат в преддверии всех событий — так совпало — запустил новую версию сайта. Из неизменного: одной из фишек телеграмм-канала журнала остаются карикатуры на злобу дня. Интересна история их появления: Фёдор Александрович с детства любит и коллекционирует альбомы, старые журналы с карикатурами. Создав телеграмм-канал, он перенес свое детское хобби туда.
«Я считаю, что политическая карикатура в лучших ее проявлениях – это невероятно сложный творческий жанр. Нарисовать красивую и острую карикатуру – целое искусство».
Рассуждая в целом, Фёдор Александрович отметил, что коронавирус создал в чём-то благоприятные условия для СМИ — «люди потянулись к источникам, которые считают достоверной информацией, пытаясь понять, что происходит». Медиа с платной подпиской смогли неплохо заработать. Из газет некоторые перешли в усеченный режим, встал вопрос: «Надо ли их вообще печатать?». Тенденция ухода материальной прессы, ее перехода в онлайн получила мощную катализацию. При этом усугубилась еще докризисная проблема неразличимости достоверной и недостоверной информации.
«Иногда диву даёшься, насколько поверхностны некоторые журналисты. Они не пытаются или не хотят выйти за пределы шаблонов».
Про службу в армии и учёбу в МГУ
В 1984 году Фёдор Лукьянов поступил на филфак МГУ. Помимо интереса к иностранным языкам, была и ещё одна немаловажная по тем временам причина стремиться именно туда: в МГУ была военная кафедра с бронью, что в период войны в Афганистане было очень кстати. По иронии судьбы, именно в том году бронь отменили, так что после первого курса Фёдора Александровича на два года забрали в армию. Самое парадоксальное, что это «везение» выпало только на один год — затем бронь ввели обратно.
«Я не попал в Афганистан или на Крайний Север, поэтому особо хвастаться нечем. Но все прелести советской армии, включая дедовщину, испытал».
Службу Фёдор Александрович вспоминает без особой симпатии: роли в дальнейшей жизни она не сыграла. Но все же это был важный опыт.
«Мне, московскому мальчику, выросшему в достаточно тепличных условиях, нужно было в этом поучаствовать и это прочувствовать, чтобы лучше понять жизнь».
Однако на этом история с военной службой не закончилась: на втором курсе отслуживших все равно обязывали идти на военную кафедру. Студенты негодовали: писали петиции, бойкотировали занятия. Тогда министерство пошло навстречу — отдавшие долг Родине в виде срочной службы получили право посещать военную кафедру по желанию.
«А дальше, — вспоминает Фёдор Александрович, – началось самое поразительное: со всего курса перестали ходить на военную кафедру, кажется, чуть ли не два человека — я и мой товарищ. Может, кого-то забыл, но абсолютное меньшинство. Когда мы разводили руками и спрашивали “А зачем же?”, наши друзья отвечали: “Знаешь, звезда на погонах не помешает”. Так что большинство выпустились лейтенантами, а у меня до сих пор в военном билете записано “ефрейтор запаса”».
В МГУ Фёдор Александрович учил немецкий и шведский. Первый язык знал еще со школы, а второй выбрал на втором курсе. На отделении германистики второй язык тоже должен был быть германским: предлагались голландский, шведский или датский на выбор.
«Все мы в детстве читали “Карлсона” и “Пеппи Длинныйчулок”, так что образ Швеции как-никак присутствовал в голове. Очень рад, что тогда выбрал, обожаю эту страну».
Английский язык изучал сугубо на практике: сначала сотрудничал с американской фирмой, затем в газетах, работая международником, а потом уже на посту главреда «России в глобальной политике» совершенствовал разговорные навыки. При помощи иностранных языков Фёдор Александрович, кстати, и попал в журналистику: начинал свою работу он в скандинавской редакции Иновещания Гостелерадио СССР.
Про лихие девяностые
Фёдор Лукьянов выпустился из университета в 1991 году, и всего через пару месяцев в стране произошёл путч. 19 августа к Иновещанию, где он тогда работал, пригнали два бронетранспортера, что по тем временам было абсолютной дикостью. Последующие два дня прошли в хаосе: никто ничего не понимал, потом на улицы высыпались толпы народа, и было ощущение революции. От последовавшей затем агонии СССР и неопределенности люди устали настолько, что исторический момент, когда с Кремля спускали красный флаг 25 декабря, уже не вызвал почти никаких эмоций. А еще с путчем связана смешная личная история:
«Я человек неспортивный, но все время себя за это критикующий и периодически предпринимающий попытки чем-то заняться. И вот 19 августа 1991 года я проснулся утром и подумал: “Так, надо”. Заставил себя надеть спортивный костюм и пошел в лесопарк бегать. Бегал я где-то полчаса и был чрезвычайно собою горд. Прибегаю обратно, открываю дверь, а меня встречает мама и говорит: “У нас переворот”. В общем, я подумал: “Да ну его нафиг, больше бегать не буду, если такая взаимосвязь возникла”».
В начале 90-х годов Фёдор Александрович ходил на митинги. Хорошо помнит митинг зимой 1991 года незадолго до референдума о сохранении СССР. Атмосфера была невероятная: на запруженную народом площадь шел крупными хлопьями (как в кино!) снег. Атмосфера воодушевления. Но проводить аналогии с митингами лета прошлого года или 2011-12 годов трудно: сквозь призму опыта события видятся и оцениваются по-другому. «Моё поколение, — вспоминает Фёдор Александрович, — наблюдало как революционный подъем, так и его последствия. И чем больше экзальтация была тогда, тем обиднее было наблюдать, во что это потом превратилось».
«Я ни на какие протесты и митинги больше не хожу. Не потому, что у меня нет позиции, просто создалось впечатление, что это – не выход. Ничего хорошего от порывов и подъёмов не получается».
С опытом пришло понимание: любая крайность приводит к негативным последствиям.
«Свидетели того времени помнят, как ветшают системы. Советская власть к концу своей истории из-за отсутствия сменяемости, из-за отяжеления, ожирения, закостенения потеряла способность реагировать. Это было опасно. То, что произошло в 80-х – начале 90-х, было продуктом того, что было раньше. Поэтому, когда мы сейчас наблюдаем некие признаки погружения в бесконечность с точки зрения властной модели, это очень настораживает».
Фёдор Александрович в курсе и университетских новостей: в соответствии с новыми Правилами внутреннего распорядка в Вышке запрещены студорганизации, которые ведут политическую деятельность. Здесь, считает он, важно чувствовать тонкую грань. Образовательный процесс, безусловно, должен находиться вне политики. Но при этом вузу нужны организации, которые отстаивают права и возможности студентов. Этот баланс должен быть соблюден.
Про успех и его составляющие
Фёдор Лукьянов и Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин являются самыми частыми гостями телепередачи «Познер». По числу бесед они обошли всех — от спортсменов и музыкантов до Президента СССР.
Секрет, считает Фёдор Александрович, — в умеренности. Даже самые острые процессы нужно анализировать рационально и без экзальтаций — этот подход и привлекает Владимира Владимировича. «Потому что Познер как человек — это такой олицетворенный центризм и умеренность. Вся его жизнь — борьба с крайностями, в чем я его очень поддерживаю».
«Я — человек широкого охвата эрудиции, но не больно-то глубокого проникновения. Но я имею обширное и, надеюсь, более-менее адекватное представление о процессах, которые происходят в мире. Это отдельная точка зрения, полезная для комментатора».
В современном мире, где информационная среда работает на возбуждение, важно сохранять дистанцию и не быть поглощенным текущим процессом. «Чем бы Вы ни занимались, — отмечает Фёдор Александрович, — у Вас должна быть плотная и прочная теоретическая база, на которую потом можно настраивать все что угодно».
Нужно понимать: любой процесс является частью общей картины, и для его понимания стоит объективно и спокойно посмотреть на ситуацию в целом. В этом секрет адекватности взгляда.
«В какой-то момент я стал делить людей не на умных и глупых, а на адекватных и неадекватных. Адекватных очень мало, к сожалению, их становится все меньше. И тем больше их надо ценить».
Как начинающему международнику лучше заявить о себе? Ответ прост — участвовать в проектах, стажировках, программах мобильности.
«Для того, чтобы заявить о себе сегодня или 150 лет назад, потребуется примерно одно и то же. Требуется хорошее образование, уверенность в себе и целеустремленность».
В завершении интервью Фёдор Александрович посоветовал фильмы, которыми можно скрасить самоизоляционные будни:
1. «Фильм “Брексит”, который был снят в прошлом году. Он очень ценен с точки зрения понимания, как работает международная коммуникационная среда.
2. Еще я всем вне зависимости от самоизоляции рекомендую фильмы моих любимых режиссеров — братьев Коэн. Там какой фильм не возьми, на мой взгляд, это жемчужина. А для тех, кто изучает международные отношения, самое главное кино — фильм 2008-ого года “После прочтения сжечь”. Абсурдная комедия о том, что миром правит слабоумие и паранойя».
Беседовала студентка второго курса ОП «Международные отношения» Анастасия Ковалёва