• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анастасия Пятачкова про студентов, Китай и психологию

Учеба в Вышке

– Анастасия Сергеевна, Вы выпускница бакалаврской и магистерской программ нашего факультета. Расскажите, почему в далёком 2008 году Вы поступили именно в Вышку? Какие ещё варианты рассматривали?

– Еще и аспирантуры! В школе моими любимыми предметами были иностранные языки и история, поэтому и выбор программы в вузе сошёлся на «Международных отношениях». Других университетов я на тот момент и не рассматривала – в МГИМО как-то интуитивно не хотелось, а в Вышке, к тому же, собралась компания моих знакомых с различных олимпиад. На тот момент в ВШЭ это была новая специальность, и меня это тоже привлекло. 

– В процессе учебы не было сомнений, желания сменить факультет?

– И сомнения, и кризисы бывают у всех, особенно у студентов выпускных курсов. В моем случае неопределённым долгое время оставался вопрос «как и где я смогу себя реализовать?». В выборе специальности же сомнений не было – мне всегда нравилось то, чем я занималась.

Анастасия Пятачкова рассказывает об учебе в Вышке
Анастасия Пятачкова рассказывает об учебе в Вышке

– Кем Вы мечтали стать в детстве?

– Я как раз недавно нашла свои старые детские анкеты, там в графе «будущая профессия» написано «учителем и писателем». Получается, совместила *смеётся*. Ещё я помню, что революция в моём сознании произошла в 11 классе, когда я прочитала «1984» Оруэлла. Эта книга меня “зацепила” двумя моментами. Во-первых, впечатлило описание “Большого брата”. Тогда у меня сформировалось желание пойти в политику и экспертизу, чтобы быть среди людей, понимающих, как всё есть на самом деле, чувствующих разницу между политической риторикой и реальной жизнью. И во-вторых, запомнилось описание Министерства любви и правило, что реальность совсем не такая, какой нам кажется. Так что это книга во многом стала поворотной в моей жизни.

– Насколько я знаю, Вы владеете китайским языком. Расскажите, когда Вы начали его учить и как поддерживаете уровень сегодня.

– Я заканчивала лингвистическую гимназию, так что к выпуску из школы неплохо знала английский и немецкий. При поступлении в Вышку долго думала, идти мне в группу продвинутого немецкого или изучать новый язык. Выбор китайского был интуитивным: вокруг него было много хайпа, что это направление очень перспективное, и я решила пойти туда. У нас была сильная группа, так что учиться было довольно интересно.

Затем мне повезло попасть на стажировку по программе правительства КНР. Я год училась в Пекине на языковых курсах. Погружение в новую культуру было довольно интенсивным, меня не покидало ощущение, что за первые несколько недель в Китае я узнала больше, чем за предыдущие пару лет в вузе, хотя, сомневаюсь, что это было действительно так. Первое время не хватало именно знания повседневных слов типа роутера или розетки. Но это общая проблема: в вузе мы, скорее, изучаем профессиональную лексику, учимся рассуждать о климате и политических проблемах, а вот попросить интернет-кабель без словаря не можем *смеётся*. На тот момент в кампусе не все говорили по-английски, поэтому приходилось выкручиваться: впитывать много новых слов, практиковать язык жестов или искать новых знакомых с более сильной языковой подготовкой.

– Насколько Вам удалось проникнуться культурой, ритмом жизни Китая? Насколько Вам близок Китай по духу?

– Когда я только приехала, первые недели впечатляло всё: архитектура, улицы, фразы из учебников, которые встречаешь в повседневной жизни. Практически медовый месяц. Прошло время, я ко многому привыкла и начала замечать брошеные окурки на улицах, странные привычки, грубых людей. Так и происходит адаптация. Та среда, к которой мы привыкли, начинает вступать в противоречие с той средой, где мы находимся. Уже возникало беспокойство, когда в очередной раз китайцы подходили фотографироваться или стремились пообщаться. Как и в любой стране, нужно время, чтобы понять культуру и образ мышления других людей. Я помню, что по возвращении в Россию по некоторым вещам я скучала, например, по местной кухне и особенностям быта.

Анастасия Сергеевна Пятачкова и сотрудник пресс-центра ФМЭиМП Анастасия Ковалева
Анастасия Сергеевна Пятачкова и сотрудник пресс-центра ФМЭиМП Анастасия Ковалева

– Как сегодня Вы поддерживаете уровень языка?

– У меня на телефоне есть много программ и приложений для заучивания слов. Особенно мне нравится уже встроенная в них методика интервального повторения, когда приложение само присылает напоминание, что пора бы освежить список заученных слов. Есть много крутых видео на Youtube на разные тематические сюжеты, например, про китайские пословицы. И всё это ярко, с картинками, с учётом особенностей человеческой памяти. Ещё, конечно, помогает чтение новостей и научных статей на китайском. В общем, сегодня можно очень комфортно и интересно учить китайский язык. Если кому-то интересно узнать мою подборку полезных ресурсов, напишите мне на почту, с радостью поделюсь!

– Вы подрабатывали в студенчестве?

– Да, у меня всегда было стремление к материальной независимости. Сейчас я понимаю, что вполне можно было фокусироваться только на учёбе, может, даже важнее, но тогда ориентиры были немного другие. Во время учёбы у меня была именная стипендия от Альфа-банка, и в Китай я ездила на стипендию, а полноценно работать начала с третьего курса. Работала учебным ассистентом, помогала в учебно-методическом отделе и ещё занималась репетиторством. 

Затем я пришла стажёром-исследователем в ЦКЕМИ, который был тогда ещё совсем маленьким подразделением. Сначала я участвовала в организации Российско-китайской летней школы, которую курировали Т.В. Бордачев и А.В.Щербакова, а потом попала под руководство А.Б. Лихачёвой и включилась в научную деятельность. Так я постепенно интегрировалась в проекты ЦКЕМИ и начала развиваться в этом направлении. В 2014 году в ВШЭ пришёл А.В.Лукин, я тогда училась в магистратуре и начала с ним работать, это тоже важная веха в моей карьере в университете. Примерно в тот же период мы с командой студентов под руководством Ф.А.Лукьянова с нуля запускали и придумывали Школу будущего международника.

Международные отношения сегодня – это очень конкурентная среда 

– Есть мнение, что без подработок и стажировок в студенчестве выпускникам сегодня очень сложно быстро найти хорошую работу. Каково Ваше мнение

– Лично у меня не было такого опыта, я никогда не ограничивалась только основной учебой. Было интересно участвовать в летних школах, стажировках, факультетских и внешних проектах. Международные отношения сегодня – это очень конкурентная среда. Поэтому работодатель при отборе резюме учитывает сразу несколько факторов. Конечно, хорошо, когда человек заранее подключается к работе и получает обратную связь от старших коллег. Так он выходит за пределы своих знаний и получает полезную информацию от своих работодателей или кураторов. С другой стороны, я знаю несколько людей, которые очень усердно учились, и при выходе на работу сразу получили довольно высокую стартовую позицию. Такое тоже возможно, если человек накопил много опыта и полезных навыков. Как правило, за годы самостоятельной учёбы люди привыкают усердно и фундированно работать и потом переносят этот опыт и в рабочую среду. Такой путь тоже есть.

Анастасия Пятачкова рассказывает о стажировке в Китае
Анастасия Пятачкова рассказывает о стажировке в Китае

– После окончания бакалавриата Вы поступили в магистратуру на то же направление – Международные отношения. Не хотелось сменить программу, углубиться в какое-то отдельное направление?

– Нет, такого не было. Я выбрала для себя международные отношения, мне всегда эта сфера нравилась, поэтому я считала логичным продолжить образование в этом направлении. Во время учёбы в магистратуре у меня был фокус на работе, и магистерская программа позволила мне совмещать этот прикладной трек с обучением. Так что мне, уже определившейся с местом работы, казалось удобнее всего выбрать эту образовательную траекторию.

Академический руководитель

– Конечно, хочу поздравить Вас с назначением на новую должность. Расскажите, как Вы узнали о назначении? Насколько неожиданной была эта новость?

– Новость стала большим сюрпризом. Я в последнее время сильно углубилась в науку, планировала развивать исследования по Китаю. Предложение поступило в начале октября, тогда же произошел первый разговор с Сергеем Александровичем Карагановым. 

По характеру мне очень близок функционал этой позиции, так как он предполагает коммуникацию с людьми, изменение среды, создание дополнительных возможностей – то есть всё то, чем я занималась всю сознательную жизнь. Я знаю факультет и программу, потому что на ней училась.

Идеальной программы, на мой взгляд, не существует и над многим ещё предстоит работать. Но мне лично хочется, чтобы наша программа, у которой есть потенциал для роста и повышения качества образования, развивалась и улучшилась. 

– Вы начали говорить о недостатках. Перечислите, на Ваш взгляд, основные минусы программы сейчас. Над чем ещё предстоит поработать?

– Среди тех направлений, которые мы уже успели обсудить со студентами, есть отдельные моменты с расписанием, онлайн-курсами и некоторыми элементами языковой подготовки. Было бы неправильно обещать, что получится быстро решить этот вопрос, потому что многое зависит от структуры университета, но некоторые коррективы мы точно сможем внести. Всегда есть что-то, что можно сделать ещё лучше, будем к этому стремиться.

Интервью с новым академическим руководителем ОП Международные отношения А.С. Пятачковой
Интервью с новым академическим руководителем ОП Международные отношения А.С. Пятачковой

Другой важный момент связан с особенностями дистанционного образования. Здесь у студентов есть разные мнения: одни быстро приспособились, и им нравится онлайн-формат, другим, особенно первым курсам хочется больше присутствовать в жизни университета. Особенно здесь важен вопрос нормализации образования на дистанте, чтобы этот вид образования тоже был эффективен. Мы с преподавателями сейчас думаем, как программе лучшим образом существовать в новой реальности.

Но что мне кажется ещё очень важным – в нынешних условиях дистанта нам не хватает единства. Даже Вы меня сначала спрашиваете про минусы программы, а не про плюсы. И из разговоров со студентами сложилось такое мнение, что позитивные моменты понимаются как само собой разумеющееся, а вот на минусах мы фокусируемся. Я считаю, что это не совсем правильный баланс. 

Когда я поступала на факультет, он был совсем маленьким, так что я могу оценить его рост за эти годы. Я понимаю, сколько усилий предприняли сотрудники факультета, чтобы с ним случились эти изменения. Проекты с Россотрудничеством, с Евразийской экономической комиссией, Евразийские онлайн-семинары, преподаватели-иностранцы, предметы на иностранных языках – то, что студенты сейчас принимают как норму, есть предмет большой работы, о чём не стоит забывать. То есть видеть возможности тоже важно.

Сейчас студенты могут более активно проявлять себя, не боятся озвучивать свои мысли и говорить о проблемах

– Вы рассказали про эволюцию факультета. А какие основные отличия Вы видите между студентами 2010-х и 2020-х годов?

– Сейчас студенты более требовательные и более осознанно относятся к своим приоритетам. Во времена моей учебы что нам преподаватель сказал, то мы и делали. В этом, наверное, есть и поколенческое различие. Сейчас студенты могут более активно проявлять себя, не боятся озвучивать свои мысли и говорить о проблемах. Недавно прочитала очень точную фразу в одной статье: «у зумеров есть встроенный курс практической психологии». Мне кажется, это правда. При общении со студентами возникает впечатление, что некоторые вещи, которые я узнала только в 30 лет, они уже знают. Например, про личные границы, “нетравмирующую” коммуникацию, личный ресурс. Но и здесь есть интересный сюжет: некоторые студенты в СОПах отмечают токсичность преподавателей, при этом эмоциональный посыл этого студенческого отзыва на самом деле тоже довольно токсичный *смеется*. Думаю, именно новое поколение может подавать пример перестраивания коммуникации с учётом новых реалий. Я лично иногда сама у наших студентов многим моментам учусь.

Китай и его союзники

– Хочу также задать Вам несколько вопросов как эксперту в сфере международных отношений и специалисту по Азиатскому региону. Недавно прочитала статью Т.В. Бордачева о партнерстве AUKUS. В ней Тимофей Вячеславович пишет: “Если бы рост китайского могущества действительно представлял собой угрозу для суверенитета его соседей, мы бы уже увидели, как в Азии формируется новый масштабный альянс государств во главе с Америкой. Пока же институциональным воплощением идеи тотального сдерживания Китая стал союз трёх держав, из которых ни одна не является азиатской. Не очень убедительный фундамент для борьбы”. А каково Ваше мнение о влиянии AUKUS на КНР?

– Сейчас вокруг Китая происходит довольно много разнонаправленных тенденций. С одной стороны, Китай растёт и продвигает себя сам, имея достаточно ресурсов для расширения влияния в мире. К примеру, эта страна довольно активно восстановилась после пандемии. С другой стороны, эта же самая тенденция приводит к тому, что давление на Китай усиливается и провоцирует локальные конфликты. По этому вопросу у меня пока чёткой позиции нет, я бы ещё понаблюдала за ситуацией.

Анастасия Сергеевна Пятачкова рассуждает о политике Китая
Анастасия Сергеевна Пятачкова рассуждает о политике Китая

– Насколько я знаю, с конца XX века Китай последовательно придерживается политики невступления в альянсы для сохранения маневренности и независимости. Как Вам кажется, может ли он изменить свой подход для противостояния США?

– Пока Китай формально сохраняет приверженность этой стратегии, достаточно традиционной для его внешней политики. И при Мао Цзэдуне, и при Дэн Сяопине формально декларировалось стремление к независимой роли на мировой арене. И сегодня Китай предпочитает не связывать себя ненужными обязательствами.

Здесь важно также понимать разницу между формальными и неформальными альянсами. У Китая есть тенденция к институционализации своих форматов, например, инициативы «Пояс и путь». И есть стремление создавать неформальные союзы по ценностному принципу. Так, к слову, работает БРИКС: часто использует ценностную риторику, но если в каком-то вопросе интересы стран-членов не сходятся, у них остаётся свобода маневра. Мне кажется, такой формат для Китая наиболее оптимален.

– Си Цзиньпин неоднократно заявлял о намерении КНР стать главной мировой державой к 2049 году. Насколько Вы считаете это реальным и какими инструментами Китай будет достигать этой цели?

– На мой взгляд, внутриэкономическое положение Китая напрямую влияет на его поведение на мировой арене. Экономические реформы, которые проводили власти Китая, привели к росту его мощи в мире. Несмотря на внутренние кризисы, например, на резонансные кейсы с компанией Evergrande и ситуацию в энергетическом секторе, у Китая есть огромный накопленный потенциал, который будет стимулировать его двигаться вперед. Поэтому амбиции Китая оправданы.

Но здесь нельзя забывать и про другие мировые центры силы, которые будут противодействовать росту Китая. То есть для достижения своих целей Китаю также необходима и мудрая политика по продвижению своих интересов и минимизации рисков конфликтов.

– Не приведут ли амбиции Китая к конфликту с Россией, которая по-прежнему стремится к получению статуса глобальной державы?

– Вопрос отношений – это вопрос вовлечённости всех сторон. Здесь и от российской политики тоже будет многое зависеть. Позиционирование и продвижение интересов России на мировой арене, пожалуй, даже более важный вопрос, чем действия Китая, потому что нам нужно в первую очередь заботиться о собственном развитии и обеспечении своего места в мире.

Если же говорить о китайской линии, здесь есть интересный элемент обучения, видна эволюция их дипломатии. С одной стороны, есть официальная миролюбивая риторика, с другой стороны, известны случаи и жесткой политики КНР, для описания последнего даже был придуман термин “дипломатия волков”.

Как мне кажется, отношения с Россией всё же особенные, и здесь Китаю следует осторожно выстраивать эту линию.

Блиц

Анастасия Сергеевна отвечает на вопросы блица
Анастасия Сергеевна отвечает на вопросы блица

– Любимая группа или музыкальный исполнитель.

– Пусть будет Metallica.

– Любимый фильм.

– Мне нравятся и в кино, и в литературе картины с европейской интерпретацией азиатских событий. Например, «Разрисованная вуаль».

– Любимая страна для туризма.

– Наверное, такой страны нет. Мне интересно везде. Я очень люблю приезжать в Азию, мне там традиционно было интереснее, но думаю, что найду что-то цепляющее в любой стране мира.

– Какие у Вас есть хобби?

– Мое хобби – изучать отношения, международные и человеческие. Я увлекаюсь психологией, люблю читать материалы на тему коучинга. Ещё мне нравится путешествовать, читать и открывать для себя необычные вещи для расширения границ, например, мастер-класс по нано-кухне.

– Последняя прочитанная художественная или научно-популярная книга.

– У меня скорее был блок книжек по диссертации *смеется*. А кроме них недавно читала ряд книжек по психологии, про путь к себе.

– Слушаете ли Вы подкасты?

– Да, слушаю. Одно время даже слушала студенческие подкасты, также нравились подкасты Фёдора Александровича Лукьянова по международным отношениям, подкаст Московского центра Карнеги, подкасты по Китаю. Нравится для поднятия морального духа открывать вдохновляющие видео на TED. Бывает, с утра послушаешь, как кто-то чего-то достиг, и тоже хочется менять мир.

– Порекомендуйте три youtube-канала.

– Канал Redroom по истории довольно любопытный, рассказывает про разные исторические события. Потом есть канал по китайскому языку Chinese Zero to Hero. Ещё я люблю общественно-политические youtube-каналы, например канал Ирины Шихман.

Общалась Анастасия Ковалева.