• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ольга Волосюк про Испанию, Нью-Йорк и театр

Биография

– Почему Вы решили поступать именно в МГУ и именно на истфак?

– Это было неудивительно. В то время, когда я поступала, МГУ считался самым престижным университетом в Советском Союзе. Я училась в замечательной московской спецшколе №26. И у нас был совершенно удивительный учитель истории, Леонид Борисович Яковер. Кандидат исторических наук, он с пятого класса обучал нас как студентов университетов. Мы писали конспекты, нам читали лекции, мы всем классом много путешествовали по стране, посетили Грузию, Прибалтику, Ленинград, Петрозаводск, даже Соловецкие острова. Немаловажное значение имело и то, что исторический факультет находился в 20 минутах ходьбы от моего дома. Чего ещё можно было пожелать?

Интервью с О.В. Волосюк
Интервью с О.В. Волосюк

– Какой студенткой Вы были? Чем увлекались?

– У нас была довольно бурная студенческая жизнь. С первого курса я начала заниматься в театральной студии, где режиссёрами работали молодые студенты ГИТИСа. Одним из них был Римас Туминас, нынешний знаменитый режиссёр Театра имени Вахтангова.

У нас были интереснейшие археологические экспедиции. На первом курсе мы ездили в Евпаторию, где копали греко-скифское городище, на втором курсе участвовали в раскопках в Новгороде, где были обнаружены уникальные берестяные грамоты.

На истфаке прекрасно преподавали иностранные языки, так что к третьему курсу языком мы владели достаточно свободно. Поэтому на каникулах мы работали переводчиками. Я сопровождала чилийскую делегацию на Олимпиаде 1980 года в Москве, на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в 1985 году. Ну и конечно, каждый сентябрь, начиная со второго курса, нас отправляли в колхоз, и мы копали там картошку. Да, это был холод, грязь, дожди, но сейчас все мои однокурсники вспоминают эти дни как одни из самых лучших за всё время учёбы.

– Почему Вы решили связать свою жизнь с преподаванием?

– Когда я заканчивала университет, преподавание в вузе считалось почётным, это была одна из престижных научных карьер. Да и выбор был меньше – бизнес-структур, Интернета не было, что существенно ограничивало возможности. 

Потом началась перестройка, и наука оказалась буквально на задворках: каждый стремился уйти в бизнес и заняться предпринимательством. Далеко не у всех это получалось, но пытались все. Сейчас, мне кажется, интерес к профессии возвращается. У сегодняшних выпускников, конечно, намного шире выбор профессий и сфер деятельности. Практики, стажировки позволяют студентам уже во время учёбы попробовать себя в каком-то направлении, понять, по душе ему та или иная работа.

– У Вас более 30 лет преподавательского стажа. На Ваш взгляд, изменились ли студенты за эти годы?

– И да, и нет. Нет, потому что всегда есть как студенты с горящими глазами, так и те, кто приходит «за дипломом» и «за тусовками». Но и изменились, конечно. Во многом это связано с изменением социального уклада. В годы моего студенчества в СССР не было платного образования, факультетов было намного меньше. Соответственно, конкурс был намного выше, и те, кому удавалось поступить, сами считали это очень престижным и важным. Но не было и той гибкости, возможности сменить факультет и университет, которая есть сейчас. Сегодняшние студенты гораздо более прагматичны, они знают, зачем они поступают на ту или иную специальность, как и где они смогут применить полученные навыки.

– Насколько я знаю, Вы какое-то время жили в Нью-Йорке. Расскажите, чем Вы там занимались?

– Моя жизнь в США делится на несколько этапов. Первый этап – 1993 год, когда меня пригласили преподавать в Калифорнийском университете. Это был период становления России, и большинство лекций были посвящены ей – стране, про которую американские студенты практически ничего не знали. Второй период был связан с командировкой моего мужа, который работал в МИД России и был направлен в Нью-Йорк для работы в ООН. Я в Нью Йорке читала лекции, преподавала, занималась научной работой. Мы прожили там 11 лет. За эти годы мы хорошо узнали не только Нью-Йорк, но и всю Америку. Мы побывали в 44-х штатах: были и на Аляске, и на Гавайях, и в Калифорнии, посещали и нетуристические штаты среднего Запада: Огайо, Канзас, Колорадо и многие другие. Именно в этих местах понимаешь, что такое Америка и как на самом деле живут американцы.

– Какие Ваши любимые места Нью-Йорка?

– В Нью-Йорке мы жили на Манхэттене, на другой стороне Центрального парка находилась Метрополитен-опера, поэтому за эти годы мы прослушали всех великих оперных звезд: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса, Анну Нетребко и многих других. Кроме того, мюзиклы на Бродвее, джазовые клубы в Гарлеме и в Нижнем Манхэттене.

Одно из моих любимых мест в Нью-Йорке – это Метрополитен-музей. Не только потому, это это уникальный музей, но с ним связаны и семейные воспоминания. Я водила туда сына, примерно с его пятого класса. Мы были там раз тридцать, каждый раз посещая и внимательно изучая всего по два–три зала: Древний Египет, Греция, коллекции средневекового оружия, мои любимые испанские залы...

Но, в целом, таких мест много. Там осталось много друзей, и все места, связанные с ними, мне также дороги.

О.В. Волосюк рассказывает об интернационализации образования в ВШЭ
О.В. Волосюк рассказывает об интернационализации образования в ВШЭ

Магистратура «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии»

– Также хочу задать несколько вопросов Вам как академическому руководителю магистерской программы нашего факультета «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии». Кто является её основными абитуриентами? Кому может быть наиболее интересно это направление?

– Абитуриенты очень разные. Приходят бакалавры-востоковеды и регионоведы, которые хотят получить комплексные знания о регионе. Среди наших студентов экономисты и международники, изучавшие японский, китайский, арабский, которые хорошо знают свою специальность, и которые также приходят за общими знаниями, за комплексной картиной Азии. Но программа открыта для всех: у нас были и есть и лингвисты, и географы, и менеджеры, и филологи – многие начинают с нуля и достигают замечательных успехов в своей новой специальности.

– В чём состоят преимущества этой программы, и какие аналоги у неё есть в России и за рубежом?

– Наша программа была открыта десять лет назад и была первой в России магистерской программой с конкретной специализацией. То есть ребята из названия понимают, чем они будут здесь заниматься. К тому же, это англоязычная программа. Сегодня уже существует много хороших магистерских программ по востоковедению в МГИМО, в ИСАА, в СПбГУ. Все эти программы имеют свою специфику, что позволяет абитуриентам выбрать то, что подходит именно им.

Помимо комплексности, особенностью нашей программы является возможность выбора специализации. У нас на программе будут два трека: прикладной и общий – две: «Экономика и бизнес» и «Политика и международные отношения».

– Почему обучение проходит на английском языке?

– Это интернационализация образования с точки зрения привлечения иностранных студентов. У нас обучаются студенты из 19 стран мира, в основном из стран дальнего зарубежья: из Китая, Индонезии, Испании, Австралии, Японии, Бразилии, Ирана, Бангладеш, Мьянмы, Тайланда, Италии… Все страны не перечислить.. Программа на английском языке позволяет им получать образование в России, познакомиться со страной, с Москвой, с российскими сверстниками.

Руководитель департамента зарубежного регионоведения

– Поздравляю Вас с назначением на пост руководителя Департамента зарубежного регионоведения нашего факультета. Расскажите, в чём заключается разница между руководством департаментом и программой? 

– Разница в том, что руководитель программы в основном занимается и взаимодействует со студентами, а руководитель департамента – с преподавателями и сотрудниками. 

Я работаю в департаменте зарубежного регионоведения с первых дней его создания, я хорошо знаю всех, кто пришел в департамент за эти три года, так что начинать работу на посту руководителя мне довольно легко. Мы с коллегами уже начали обсуждать новые научные проекты и исследования.

– Каковы Ваши планы на ближайшее время?

– Первая задача – определить стратегические научные направления департамента. Вторая – обсудить с коллегами и выработать совместные групповые проекты. И третья – развитие взаимополезного сотрудничества с департаментами и школами нашего факультета. 

Ольга Виленовна рассказывает про роль Испании в мире
Ольга Виленовна рассказывает про роль Испании в мире

Испания

– Почему Вы связали свою профессию с Испанией?

Когда я еще училась в университете, умер Франко, и СССР установил дипломатические отношения с Испанией. Специалистов у нас в стране почти не было, и это определило мой выбор, которому я следую всю жизнь. Вы видите на столе три книги. Это издали мы с группой авторов из России и Испании по российско-испанским отношениям за три столетия. Все эти книги опубликованы под грифом нашего университета, последняя издана совместно с испанским МИДом. В 2017 году испанский король Филипп VI наградил меня орденом «За гражданские заслуги», как было сказано в указе, за налаживание связей между нашими странами. Думаю, и за эти книги тоже.

– Какую роль сегодня играет Испания в Евросоюзе?

– Первостепенной задачей для Испании в конце XX века было выйти из тени режима Франсиско Франко и занять своё место в демократической Европе. И у них это получилось. Вторая задача, которую они поставили – стать равноправными партнёрами в рамках ЕС. И это Испании сегодня тоже удалось. Да, может Мадрид занимает не лидирующие, но тем не менее прочные позиции в ЕС. Эти отношения в рамках ЕС, для Испании являются приоритетом, об этом написано и в её внешнеполитической доктрине, и это отражается в реальной политике страны.

– А в целом в международных отношениях какова роль Испании сегодня?

– Я считаю, что Испания пытается выстраивать правильную позицию в мире. Она активно налаживает экономические отношения со странами Азии, пытается экономически и культурно вернуться в Латинскую Америку. Основные приоритеты Испании в мире сегодня – ЕС, латиноамериканские страны, Средиземноморье и Северная Африка и всё больше и больше Азия.

– На каком этапе сегодня находятся российско-испанские отношения?

– В этом году мы отмечаем 300-летие установления постоянных дипломатических отношений между Россией и Испанией, ведь 1722 году Пётр I подписал указ о назначении первого российского посла в Мадрид. За эти 300 лет, как я часто говорила в интервью испанским СМИ, отношения России и Испании переживали самые разные этапы – периоды сближения, так и приостановления и даже отсутствия контактов. Сейчас Испания связана обязательствами в ЕС, и вынуждена ограничивать ряд своих инициатив, согласовывая свою позицию со странами Евросоюза. Но на уровне публичной политики, гражданского общества у стран сохраняются довольно хорошие отношения. В целом же, какую бы позицию не занимали наши две страны в системе международных союзов, даже после долговременных разрывов, государства всегда находили компромисс, восстанавливали взаимно полезный диалог. И это важный урок в сегодняшней сложной мировой обстановке. 

Блиц

– Ваш любимый фильм.

– Любимых фильмов у меня много. Из наших, «Бриллиантовая рука». Ещё, может быть, «Форрест Гамп». Он о тех событиях, свидетелем которых я была в Америке.

– Ваша любимая группа или музыкальный исполнитель.

– Beatles.

– Порекомендуйте художественную книгу.

– Последнее из перечитанного – «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. Это довольно непростое произведение, я начинала читать несколько раз, но бросала. Пруст заставляет думать.

– Какие у Вас хобби?

– Театр. Я рассказывала уже о Нью Йорке, в Москве также слежу за репертуаром наших театров. Другие увлечения – теннис, горные лыжи.

– Какой Ваш любимый театр в Москве?

– Театр имени Вахтангова, где ставит уникальные спектакли Римас Туминас. 

– Какие Ваши любимые художники?

– Конечно, это испанские художники. Это Франсиско Гойя, который прекрасно представлен в музее Прадо, это Эль Греко – совершенный пришелец. И Сальвадор Дали, творчество которого вызывает во мне очень сильные и разные эмоции.

Фото: Ульяна Нежданова.

16 февраля 2022 года.