Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
24 апреля 2022 года факультету мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ исполняется 20 лет. Что интересно, факультет был создан спустя десятилетие после основания Вышки, поэтому в этом году мы празднуем совместный юбилей.
Знаменательные даты принято не только отмечать, но и мысленно возвращаться в прошлое, вспоминать прожитое и сделанное, планировать дальнейшее развитие.
Мы поговорили с человеком, стоявшим у истоков факультета, в то время, когда необходимо было заниматься буквально всем: от взаимодействия со строителями до формирования учебных планов и приёма первых абитуриентов. Речь о доценте департамента мировой экономики нашего факультета, замечательном и любимом многими поколениями студентов преподавателе – Наталии Станиславовне Карповой.
Рассказывая о факультете, Наталия Станиславовна делится уроками, которые ей преподала Вышка. Скорее всего многие поймают себя на мысли, что эти же уроки они усвоили сами, обучаясь или работая на факультете.
Приятного чтения!
Начнём с начала. Надеюсь, что мой story-telling будет полезен студентам, которые планируют начать новые проекты, а также тем, кто мечтает поступить в Вышку и хочет больше о ней узнать. Как известно, здесь мы все учимся для жизни. У меня было много уроков. О некоторых расскажу.
В июле 2002 года мне позвонил мой университетский научный руководитель Фаминский Игорь Павлович и коротко сообщил, что планируется открытие факультета мировой экономики в Высшей школе экономики, где мне стоит поработать с учётом образования и опыта. Пригласил на встречу с ректором Кузьминовым Ярославом Ивановичем. Предложение показалось интересным. Я приехала на встречу в надежде узнать детали. Однако, на тот момент было только решение о создании, о назначении Фаминского И.П. деканом и уверенность в том, что с 1 сентября факультет заработает. Остальное предстояло изучить по ходу дела или создать.
К моему удивлению, мне сразу предложили подписать заявление и выйти на работу на следующий (субботний) день с обязанностями заместителя декана. Команда была невелика – декан и я. Тут же вручили увесистый телефонный справочник Вышки для установления связей с основными подразделениями и службами, а также адрес факультета (рядом с неработающим тогда АЗЛК в районе метро «Текстильщики»). Так начался мой трудовой путь в Вышке.
Неожиданностью стал внешний вид здания, где нам предстояло вскоре работать. Скромное трехэтажное здание было лишено окон, а местами и стен. Внутри шла стройка. Там, к моему изумлению, надо было присутствовать каждый день, т.к. строители согласовывали с представителем факультета-заказчика целый ряд вопросов, включая планирование помещений, схемы электропроводки, маршруты вентиляции, экологичность материалов, цвет стен и многое другое. Вероятность успеть к 1 сентября казалась мне крайне малой. В то время я не знала, что deadline в Вышке – это более чем серьезно. Для этого многие работают 24/7. (Нашим студентам это уже хорошо известно.) В ночь накануне 1 сентября завезли мебель в отремонтированное здание. Все было готово для встречи студентов.
Это был первый урок – Вышка умеет управлять временем и уважает сроки.
Замечу, что параллельно со стройкой, где мои чувства быстро менялись от панического ужаса до интереса к техническим решениям, я установила контакты со всеми службами, а также преподавателями, подбором которых занимался декан, разобралась в учебных планах, поработала в приёмной комиссии и т.п. Одним словом, освоила роль человека-оркестра – замдекана по учебной, научной, финансовой, организационно-кадровой, международной, студенческой и не только работе, в центре которой в дальнейшем стала роль преподавателя. В таком многофункциональном качестве трудилась четыре года. Естественно, технических секретарей не было. К счастью, спустя два года появился замдекана по учебной работе. Деканат состоял уже из трёх человек. Было тяжеловато, но у декана был свой взгляд на администрирование. Он считал, что концентрация функций обеспечивает системное понимание проблем организации, в нашем случае факультета. К тому же, он не очень представлял, как плотно в части документооборота по самым разным направлениям работает Вышка и как умеет «нагружать». Надо было стремительно осваивать много нового, искать пути оптимизации усилий.
Урок второй – Вышка очень эффективна и требует этого от всех, кто с ней связан.
Начну с главного. Мы создавались не с «чистого листа», а как факультет ВШЭ. А это значит: сильный бренд, вызывающий доверие абитуриентов и сотрудников; четкое понимание целей, задач развития и кадровых решений со стороны руководства; сильная организационная и финансовая инфраструктура. Одно из ключевых решений – выбор лидера. Наш первый декан имел огромный опыт учебной, научной, а также административной работы, широкий круг общения с ведущими специалистами в области мировой экономики и государственного управления. Более 350 человек получили учёные степени под его руководством. У него было свыше 400 публикаций по мирохозяйственной тематике, включая целую серию учебников, по которым училось наше поколение. Всё это очень помогало. Во многих вопросах мы были единомышленниками. Оба были связаны с кафедрой экономики зарубежных стран МГУ, а также работали в Институте внешнеэкономических связей, который с 1986 г. в круглосуточном режиме трудился по заданиям Правительства, разрабатывал основы внешнеэкономической реформы – принципиально новые для нашей страны проекты законодательных и нормативных документов по привлечению иностранных инвестиций, развитию совместного предпринимательства, импортозамещения, бизнес-образования и прочих важных сфер международного сотрудничества. Особое внимание уделялось мировому опыту и лучшим практикам. (Думаю, что сейчас пришла пора для создания во многом подобных по целям, но новых по содержанию структур, работающих на острие мирохозяйственных изменений в интересах нашей страны). В Институте работали учёные всех поколений, дополняя друг друга в части знаний и понимания текущих и будущих событий. У И.П. Фаминского, который продолжал в 2002-06 гг. быть директором Института, была чёткая позиция отстаивания долгосрочных экономических интересов России в мире; позиция, которой он ни разу не изменил.
Замечу, что уровень должности и масштаб личности декана, который поражал знаниями в области мировой и отечественной экономики, истории и культуры, не мешал ему внимательно слушать и слышать мнения коллег и студентов. Это позволяло не только использовать опыт прошлых лет, но и оставляло много места для творчества и эксперимента. Скажу честно, мне удалось провести много своих идей (проблемно-страновая матрица обучения, организация зарубежных стажировок и многое другое).
На факультете сформировалась благоприятная рабочая атмосфера, ясные ценностные и профессиональные ориентиры. По приглашению декана пришли талантливые люди, любящие дело, с интересными идеями, готовые честно трудиться. Многие были и остаются лучшими в своей предметной области. Некоторые из них до сих пор радуют студентов глубокими знаниями и прекрасными человеческими качествами. Важной частью коллектива стали работники учебного офиса. На их плечи легла большая нагрузка, но это не повлияло на неизменно теплое и внимательное отношение к студентам. В хорошей организации все элементы важны! В совокупности все это создало прочную основу для развития факультета. Мои прекрасные коллеги, с которыми посчастливилось работать, заслуживают отдельного разговора.
Под стать преподавателям пришли и наши первые студенты – яркие, талантливые, работоспособные! Они принесли нам бесценную молодую энергию! Практически всех хорошо помню, ценю очень высоко. О них тоже стоит рассказывать, чаще приглашать, что стараюсь делать. Сразу подчеркну, что и в последующие годы студенты нас радовали.
Да, в чем-то менялись, но … вместе с нами. Мы все приобретали черты поколения Y, потом Z. Теряли темп в отдельные периоды. Переживали трудности, включая пандемию. Университет (а тем более факультет) – единый организм, где все участники связаны и «зеркалят» друг друга.
Может быть, это моя особенность, но я не вижу изменений в нашей молодежи по существу, а внешние, поверхностные меня не интересуют. Конечно, каждое поколение несёт на себе печать времени, имеет свойственную ему «картинку» мира, но человеческая суть остается со всеми её плюсами и минусами. Особенность НИУ ВШЭ - высокие требования к студентам на всех этапах отбора и обучения. Не менее серьезно идет отбор преподавателей. Чтобы быть на должном уровне, мы все должны меняться. И это дает свои результаты.
Урок третий – Вышка собирает лучших (во всяком случае одних из).
Принципы эффективности и собирания лучших предопределили траекторию развития факультета. В 2006 г. мы были преобразованы в факультет мировой экономики и мировой политики. Это означало не просто расширение, но смысловое обогащение и прирастание новыми научными направлениями и школами, новыми яркими профессионалами. Возглавил факультет Сергей Александрович Караганов, который внёс свое видение будущего мира и образования, расширил тематику, стратегически соединив вопросы экономики и политики, придав факультету новый масштаб и динамику развития. Его студенты прекрасно знают сегодня как научного руководителя факультета. За последние годы факультет многократно вырос по количеству студентов и преподавателей, учебных программ, научных центров, подразделений, международных проектов. Знаменательно, что на факультете выросли новые очень талантливые руководители. Недавно деканом стала выпускница нашего факультета Анастасия Борисовна Лихачева.
Союз поколений вновь в силе! Это помогает преодолевать трудности, особенно когда организация быстро растет. Факультет сменил и освоил много локализаций, кочевал по всей Москве и, наконец, разместился на прекрасной Ордынке. За этим стоит огромный труд и терпение тех, кто отвечал за вопросы жизнеобеспечения факультета, и отчасти нас всех.
Сегодня открытый новым идеям, готовый к системному пониманию мира, содержательный и динамичный, во многом уникальный факультет уверенно смотрит в будущее.
Урок четвертый – Вышка территория изменений, роста и управления будущим.
В двадцать лет жизнь только начинается. Правда, во времена глобальных трансформаций, которые мы сейчас переживаем, взросление (выход из зоны «детского» комфорта, по определению, безответственного), накопление опыта и мудрости будет идти быстрее. Мы все вполне предсказуемо оказались на новом витке спирали диалектического развития мира, на крутом вираже межфазового перехода, логику которого в последние годы часто обсуждали со студентами. Многое предстоит изменить в нашей работе и жизни, учитывая преимущества и уроки Вышки - эффективно, привлекая лучших, соблюдая сроки. Они, как всегда, очень жёсткие. Но главное – не утратить, а обогатить ценности, которые были заложены при создании факультета – отстаивание долгосрочных интересов России, сохранение достоинства и верность принципам в самых сложных ситуациях, глубокий интерес и уважение к мировой экономике, политике, истории и культуре.
Думаю, об этом лучше спросить студентов, а услышав осмыслить и поддержать хорошие идеи, интересные форматы. Преподаватели помогут с содержанием. Кстати, так у нас обычно и делается. С каждым годом все больше поддержки оказывает научная комиссия. При этом, думаю, надо исходить из того, что студенческая жизнь при всей важности long-life обучения бывает только раз в жизни. Именно в университете формируется идейное сотрудничество, наиболее прочная дружба, а иногда и любовь. А этого современным людям все больше не хватает при всей коммуникационной интенсивности. К тому же университетская среда благоприятна для расширения культурных горизонтов, которые необходимы для формирования новых больших гуманитарных идей и проектов, которые мир будет всё больше ждать от России.
Развиваться вместе с моим любимым факультетом, как прежде, создавать и реализовывать новые курсы и проекты, поддерживать студентов московского и региональных кампусов в их стремлении разобраться в проблемах мировой экономики и бизнеса, писать новые учебники, больше внимания уделять школьникам (рискнула и уже начала проект на Сириусе). Быть в потоке жизни и познания, не теряя важных ориентиров.
Юной энергии, зрелого гуманизма, отстаивания долгосрочных интересов России, ответственного отношения к чрезвычайно важным проблемам современного мира, которыми нам выпала честь заниматься. И конечно, всем улыбок и доброго здоровья!