• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уроки Вышки. Интервью с Наталией Станиславовной Карповой

24 апреля 2022 года факультету мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ исполняется 20 лет. Что интересно, факультет был создан спустя десятилетие после основания Вышки, поэтому в этом году мы празднуем совместный юбилей.

Знаменательные даты принято не только отмечать, но и мысленно возвращаться в прошлое, вспоминать прожитое и сделанное, планировать дальнейшее развитие.

Мы поговорили с человеком, стоявшим у истоков факультета, в то время, когда необходимо было заниматься буквально всем: от взаимодействия со строителями до формирования учебных планов и приёма первых абитуриентов. Речь о доценте департамента мировой экономики нашего факультета, замечательном и любимом многими поколениями студентов преподавателе – Наталии Станиславовне Карповой.

Рассказывая о факультете, Наталия Станиславовна делится уроками, которые ей преподала Вышка. Скорее всего многие поймают себя на мысли, что эти же уроки они усвоили сами, обучаясь или работая на факультете.

Приятного чтения!

Наталия Станиславовна, Вы стояли у истоков нашего факультета. Расскажите, пожалуйста, об истории его создания и становления.

Начнём с начала. Надеюсь, что мой story-telling будет полезен студентам, которые планируют начать новые проекты, а также тем, кто мечтает поступить в Вышку и хочет больше о ней узнать. Как известно, здесь мы все учимся для жизни. У меня было много уроков. О некоторых расскажу.

В июле 2002 года мне позвонил мой университетский научный руководитель Фаминский Игорь Павлович и коротко сообщил, что планируется открытие факультета мировой экономики в Высшей школе экономики, где мне стоит поработать с учётом образования и опыта. Пригласил на встречу с ректором Кузьминовым Ярославом Ивановичем. Предложение показалось интересным. Я приехала на встречу в надежде узнать детали. Однако, на тот момент было только решение о создании, о назначении Фаминского И.П. деканом и уверенность в том, что с 1 сентября факультет заработает. Остальное предстояло изучить по ходу дела или создать.

К моему удивлению, мне сразу предложили подписать заявление и выйти на работу на следующий (субботний) день с обязанностями заместителя декана. Команда была невелика – декан и я. Тут же вручили увесистый телефонный справочник Вышки для установления связей с основными подразделениями и службами, а также адрес факультета (рядом с неработающим тогда АЗЛК в районе метро «Текстильщики»). Так начался мой трудовой путь в Вышке.

Неожиданностью стал внешний вид здания, где нам предстояло вскоре работать. Скромное трехэтажное здание было лишено окон, а местами и стен. Внутри шла стройка. Там, к моему изумлению, надо было присутствовать каждый день, т.к. строители согласовывали с представителем факультета-заказчика целый ряд вопросов, включая планирование помещений, схемы электропроводки, маршруты вентиляции, экологичность материалов, цвет стен и многое другое. Вероятность успеть к 1 сентября казалась мне крайне малой. В то время я не знала, что deadline в Вышке – это более чем серьезно. Для этого многие работают 24/7. (Нашим студентам это уже хорошо известно.) В ночь накануне 1 сентября завезли мебель в отремонтированное здание. Все было готово для встречи студентов.

Это был первый урок – Вышка умеет управлять временем и уважает сроки.

Замечу, что параллельно со стройкой, где мои чувства быстро менялись от панического ужаса до интереса к техническим решениям, я установила контакты со всеми службами, а также преподавателями, подбором которых занимался декан, разобралась в учебных планах, поработала в приёмной комиссии и т.п. Одним словом, освоила роль человека-оркестра – замдекана по учебной, научной, финансовой, организационно-кадровой, международной, студенческой и не только работе, в центре которой в дальнейшем стала роль преподавателя. В таком многофункциональном качестве трудилась четыре года. Естественно, технических секретарей не было. К счастью, спустя два года появился замдекана по учебной работе. Деканат состоял уже из трёх человек. Было тяжеловато, но у декана был свой взгляд на администрирование. Он считал, что концентрация функций обеспечивает системное понимание проблем организации, в нашем случае факультета. К тому же, он не очень представлял, как плотно в части документооборота по самым разным направлениям работает Вышка и как умеет «нагружать». Надо было стремительно осваивать много нового, искать пути оптимизации усилий.

Урок второй Вышка очень эффективна и требует этого от всех, кто с ней связан.

Как удалось создать факультет таким успешным, каким мы видим его сейчас?

Начну с главного. Мы создавались не с «чистого листа», а как факультет ВШЭ. А это значит: сильный бренд, вызывающий доверие абитуриентов и сотрудников; четкое понимание целей, задач развития и кадровых решений со стороны руководства; сильная организационная и финансовая инфраструктура. Одно из ключевых решений – выбор лидера. Наш первый декан имел огромный опыт учебной, научной, а также административной работы, широкий круг общения с ведущими специалистами в области мировой экономики и государственного управления.  Более 350 человек получили учёные степени под его руководством.  У него было свыше 400 публикаций по мирохозяйственной тематике, включая целую серию учебников, по которым училось наше поколение. Всё это очень помогало. Во многих вопросах мы были единомышленниками. Оба были связаны с кафедрой экономики зарубежных стран МГУ, а также работали в Институте внешнеэкономических связей, который с 1986 г. в круглосуточном режиме трудился по заданиям Правительства, разрабатывал основы внешнеэкономической реформы – принципиально новые для нашей страны проекты законодательных и нормативных документов по привлечению иностранных инвестиций, развитию совместного предпринимательства, импортозамещения, бизнес-образования и прочих важных сфер международного сотрудничества. Особое внимание уделялось мировому опыту и лучшим практикам. (Думаю, что сейчас пришла пора для создания во многом подобных по целям, но новых по содержанию структур, работающих на острие мирохозяйственных изменений в интересах нашей страны). В Институте работали учёные всех поколений, дополняя друг друга в части знаний и понимания текущих и будущих событий. У И.П. Фаминского, который продолжал в 2002-06 гг. быть директором Института, была чёткая позиция отстаивания долгосрочных экономических интересов России в мире; позиция, которой он ни разу не изменил.

Замечу, что уровень должности и масштаб личности декана, который поражал знаниями в области мировой и отечественной экономики, истории и культуры, не мешал ему внимательно слушать и слышать мнения коллег и студентов. Это позволяло не только использовать опыт прошлых лет, но и оставляло много места для творчества и эксперимента. Скажу честно, мне удалось провести много своих идей (проблемно-страновая матрица обучения, организация зарубежных стажировок и многое другое).

На факультете сформировалась благоприятная рабочая атмосфера, ясные ценностные и профессиональные ориентиры. По приглашению декана пришли талантливые люди, любящие дело, с интересными идеями, готовые честно трудиться. Многие были и остаются лучшими в своей предметной области. Некоторые из них до сих пор радуют студентов глубокими знаниями и прекрасными человеческими качествами. Важной частью коллектива стали работники учебного офиса. На их плечи легла большая нагрузка, но это не повлияло на неизменно теплое и внимательное отношение к студентам. В хорошей организации все элементы важны! В совокупности все это создало прочную основу для развития факультета. Мои прекрасные коллеги, с которыми посчастливилось работать, заслуживают отдельного разговора.

Под стать преподавателям пришли и наши первые студенты – яркие, талантливые, работоспособные! Они принесли нам бесценную молодую энергию! Практически всех хорошо помню, ценю очень высоко.  О них тоже стоит рассказывать, чаще приглашать, что стараюсь делать. Сразу подчеркну, что и в последующие годы студенты нас радовали.

Менялись ли студенты за эти двадцать лет?

Да, в чем-то менялись, но … вместе с нами. Мы все приобретали черты поколения Y, потом Z. Теряли темп в отдельные периоды. Переживали трудности, включая пандемию. Университет (а тем более факультет) – единый организм, где все участники связаны и «зеркалят» друг друга.

Может быть, это моя особенность, но я не вижу изменений в нашей молодежи по существу, а внешние, поверхностные меня не интересуют. Конечно, каждое поколение несёт на себе печать времени, имеет свойственную ему «картинку» мира, но человеческая суть остается со всеми её плюсами и минусами. Особенность НИУ ВШЭ -  высокие требования к студентам на всех этапах отбора и обучения. Не менее серьезно идет отбор преподавателей. Чтобы быть на должном уровне, мы все должны меняться. И это дает свои результаты.

Урок третий – Вышка собирает лучших (во всяком случае одних из).

Как изменился факультет за годы существования? В чем, по-Вашему мнению он уникален?

Принципы эффективности и собирания лучших предопределили траекторию развития факультета. В 2006 г. мы были преобразованы в факультет мировой экономики и мировой политики. Это означало не просто расширение, но смысловое обогащение и прирастание новыми научными направлениями и школами, новыми яркими профессионалами. Возглавил факультет Сергей Александрович Караганов, который внёс свое видение будущего мира и образования, расширил тематику, стратегически соединив вопросы экономики и политики, придав факультету новый масштаб и динамику развития. Его студенты прекрасно знают сегодня как научного руководителя факультета.  За последние годы факультет многократно вырос по количеству студентов и преподавателей, учебных программ, научных центров, подразделений, международных проектов. Знаменательно, что на факультете выросли новые очень талантливые руководители. Недавно деканом стала выпускница нашего факультета Анастасия Борисовна Лихачева.

Союз поколений вновь в силе! Это помогает преодолевать трудности, особенно когда организация быстро растет.  Факультет сменил и освоил много локализаций, кочевал по всей Москве и, наконец, разместился на прекрасной Ордынке. За этим стоит огромный труд и терпение тех, кто отвечал за вопросы жизнеобеспечения факультета, и отчасти нас всех.

Сегодня открытый новым идеям, готовый к системному пониманию мира, содержательный и динамичный, во многом уникальный факультет уверенно смотрит в будущее.

Урок четвертый – Вышка территория изменений, роста и управления будущим.

А 20 лет для факультета — много ли это?

В двадцать лет жизнь только начинается. Правда, во времена глобальных трансформаций, которые мы сейчас переживаем, взросление (выход из зоны «детского» комфорта, по определению, безответственного), накопление опыта и мудрости будет идти быстрее. Мы все вполне предсказуемо оказались на новом витке спирали диалектического развития мира, на крутом вираже межфазового перехода, логику которого в последние годы часто обсуждали со студентами. Многое предстоит изменить в нашей работе и жизни, учитывая преимущества и уроки Вышкиэффективно, привлекая лучших, соблюдая сроки. Они, как всегда, очень жёсткие. Но главное –  не утратить, а обогатить ценности, которые были заложены при создании факультета – отстаивание долгосрочных интересов России, сохранение достоинства и верность принципам в самых сложных ситуациях, глубокий интерес и уважение к мировой экономике, политике, истории и культуре.

Чего же, на Ваш взгляд, не хватает факультету сегодня?

Думаю, об этом лучше спросить студентов, а услышав осмыслить и поддержать хорошие идеи, интересные форматы. Преподаватели помогут с содержанием. Кстати, так у нас обычно и делается. С каждым годом все больше поддержки оказывает научная комиссия. При этом, думаю, надо исходить из того, что студенческая жизнь при всей важности long-life обучения бывает только раз в жизни. Именно в университете формируется идейное сотрудничество, наиболее прочная дружба, а иногда и любовь. А этого современным людям все больше не хватает при всей коммуникационной интенсивности. К тому же университетская среда благоприятна для расширения культурных горизонтов, которые необходимы для формирования новых больших гуманитарных идей и проектов, которые мир будет всё больше ждать от России.

Наталия Станиславовна, а какие планы у Вас?

Развиваться вместе с моим любимым факультетом, как прежде, создавать и реализовывать новые курсы и проекты, поддерживать студентов московского и региональных кампусов в их стремлении разобраться в проблемах мировой экономики и бизнеса, писать новые учебники, больше внимания уделять школьникам (рискнула и уже начала проект на Сириусе). Быть в потоке жизни и познания, не теряя важных ориентиров.

Что бы Вы хотели пожелать факультету в его юбилей?

Юной энергии, зрелого гуманизма, отстаивания долгосрочных интересов России, ответственного отношения к чрезвычайно важным проблемам современного мира, которыми нам выпала честь заниматься. И конечно, всем улыбок и доброго здоровья!