• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119017 Москва,

ул. Малая Ордынка, д.17 стр.1 (схема проезда)

E-mail: weia@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Караганов Сергей Александрович
Первый заместитель декана Ковалев Игорь Георгиевич
Заместитель декана по науке Морозкина Александра Константиновна
Заместитель декана по финансовой и административной работе Медведев Денис Анатольевич
Заместитель декана по работе с абитуриентами и выпускниками Жихарева Анна Владимировна
Заместитель декана по дополнительному образованию Цуканова Ольга Александровна

Наши партнеры

 

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
58/80/8

58 бюджетных мест

8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

80 платных мест

8 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Международная программа «Международные отношения и глобальные исследования»/ International Program 'International Relations and Global Studies'

4 года
Очная форма обучения
80/10

80 платных мест

10 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Международные отношения

4 года
Очная форма обучения
45/50/25

45 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

25 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мировая экономика

4 года
Очная форма обучения
60/100/25

60 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

100 платных мест

25 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии»

4 года
Очная форма обучения
140/15

140 платных мест

15 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Международная торговая политика

2 года
Очная форма обучения
25/10/5

25 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Международные отношения в Евразии

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Международные отношения: европейские и азиатские исследования

2 года
Очная форма обучения
35/10/15

35 бюджетных мест

30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

15 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мировая экономика

2 года
Очная форма обучения
55/10/6

55 бюджетных мест

14 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи "Экономика, политика и бизнес в Азии"

2 года
Очная форма обучения
15/15

15 платных мест

15 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии

2 года
Очная форма обучения
25/10/5

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

5 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Экономика окружающей среды и устойчивое развитие

2 года
Очная форма обучения
30/10

30 платных мест

10 платных мест для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Глава в книге
A Comparative Analysis of Russian and French Strategies towards India and South Asia

Zakharov A.

In bk.: Global India: The Pursuit of Influence and Status. Vol. 1st Edition. L.: Routledge, 2023. Ch. 7. P. 118-135.

Статья
A World without Borders

Fyodor A. Lukyanov.

Russia in Global Affairs. 2022. Vol. 20. No. 3. P. 5-8.

Статья
Corporations in the Russian Arctic—From Dominance to Leadership

Krukov V. A., Nefedkin V.

SEMA SIMAI Springer Series. 2022. P. 137-153.

Книга
COVID-19 and Foreign Aid Nationalism and Global Development in a New World Order

Bennett Y., Brown S., Christensen T. et al.

Routledge, 2023.

Статья
How To React To Right-Wing Populist Challengers? Lessons From UK Mainstream Parties

Shein S.

Interdisciplinary Journal of Populism. 2022. No. 3. P. 182-206.

Экспертиза – Новости

«Гаванский синдром»: Камала Харрис пытается вернуть США в Юго-Восточную Азию» - статья А.С. Королева для Российского совета по международным делам (13.09.2021)

«Гаванский синдром»: Камала Харрис пытается вернуть США в Юго-Восточную Азию» - статья А.С. Королева для Российского совета по международным делам (13.09.2021)
В статье А.С. Королев, зам. заведующего Евразийским сектором ЦКЕМИ, анализирует политику США в Юго-Восточной Азии.
Ключевые идеи:
- Выбор Сингапура и Вьетнама для визита вице-президента обусловлен тем, что Сингапур – мощный финансово-интеллектуальный центр, а Ханой поддерживает жесткую политику в отношении КНР и оба государства выделены в категорию ключевых партнеров США вне альянса.
- Повестка визитов Камалы Харрис заключалась преимущественно в социально-экономических вопросах: пандемия, стихийные бедствия, цепочки добавленной стоимости, зелёная экономика.
- Странам АСЕАН выгодно соперничество США и КНР в регионе, однако существует опасность усиления односторонней зависимости отдельных членов объединения от одной из держав.
- Политика Байдена ставит в приоритет системное сдерживание КНР и вовлечение стран АСЕАН в американоцентричные структуры.

«Нужно ли России признавать талибов?» - статья Т. В. Бордачева для деловой газеты «Взгляд» (08.09.2021)

«Нужно ли России признавать талибов?» - статья Т. В. Бордачева для деловой газеты «Взгляд» (08.09.2021)
Т. В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, в своей статье проанализировал необходимость признания Россией талибанского* правительства. 
Главные идеи:
- Участие посла РФ в Афганистане в церемонии вступления талибанского* правительства в свои права является начальным шагом к установлению формальных отношений, но не признанием данной власти легитимной;
- Уход США из Афганистана привел к геополитическому балансу в регионе без определенных действий со стороны РФ;
- Россия и Китай будут готовы признать власть талибов*, если это будет способствовать решению их основных геостратегических задач;
- Талибанскому* правительству необходимо легитимное признание со стороны мировых и региональных держав, так как среднее государство всегда нуждается в поддержке на случай военных конфликтов, а также должно являться членом мирового сообщества.

«Осторожность и коалиции» - статья В.Б. Кашина для журнала «Россия в глобальной политике» (1.09.2021)

«Осторожность и коалиции» - статья В.Б. Кашина для журнала «Россия в глобальной политике» (1.09.2021)
В.Б. Кашин, зам. директора ЦКЕМИ, в своей статье рассуждает об отношении китайской политики в сторону «нового» Афганистана.
Ключевые моменты:
- Цель Пекина –  не допустить реализации силового сценария и устранить угрозы дипломатическим путем.
- КНР имеет определенные преимущества благодаря доверительным отношениям с пакистанской армией, но цена договоренностей с талибами пока неясна.
- В ходе переговоров, за три недели до падения Кабула, талибы заверили, что Афганистан не предпримет какие-либо действия против КНР.
- Китайская дипломатия на афганском направлении менее активна и наступательна, чем российская. 

Лев Сокольщик дал комментарий по вопросу усиления оборонительного потенциала Европы

Лев Сокольщик дал комментарий по вопросу усиления оборонительного потенциала Европы
Научный сотрудник ЦКЕМИ Лев Сокольщик прокомментировал телеканалу CBC TV инициативу европейцев по усилению оборонительного потенциала и положение Европы после вывода войск США и союзников из Афганистана. 
Основные тезисы: 
- Несмотря на интенции по формированию относительно независимой военной и оборонительной политики ЕС, европейцам в ближайшем будущем вряд ли удастся обрести полноценную субъектность в военно-силовой сфере наряду с США, Россией и Китаем.
- Это связано как с характером политического процесса в ЕС, который требует консенсуса в решении вопросов, так и стремлением США консолидировать Запад в борьбе с нелиберальными режимами.
- Хотя американское лидерство в мире заметно ослабевает, Европа продолжит двигаться в фарватере американской внешней политики.
- Военный и технологический потенциал у отдельных европейских стран имеется, но реализовать консолидированную военно-оборонительную политику пока вряд ли удастся.
- Для европейцев полноценной альтернативы НАТО, который также переживает кризис, пока не проглядывается. 

«Афганистан стал последней каплей»: США сворачивают «экспорт демократии» - комментарии Д. В. Суслова для «Газета.ru» (01.09.2021)

«Афганистан стал последней каплей»: США сворачивают «экспорт демократии» - комментарии Д. В. Суслова для «Газета.ru» (01.09.2021)
Д.В. Суслов, зам. директора ЦКЕМИ, дал экспертный комментарий об уходе США из Афганистана. 
Главные идеи:
·       Отказ США от насильственного экспорта демократии произошел еще при Д. Трампе, а администрация Д. Байдена только подтвердила это;
·       Последние три десятилетия продемонстрировали ошибочность политики США по распространению демократии военным путем, так как нет ни одного успешного примера;
·       Успешные кейсы насильственной демократизации наблюдались только во время «холодной войны» (Германия, Южная Корея);
·       Уход Вашингтона из Афганистана является границей между прежней внешнеполитической линией Штатов и новой стратегией, направленной на конфронтацию с Китаем и Россией.

Участие Д.В. Суслова в дискуссии о новой стратегии США после ухода из Афганистана (31.08.21)

Участие Д.В. Суслова в дискуссии о новой стратегии США после ухода из Афганистана (31.08.21)
Д.В. Суслов, заместитель директора ЦКЕМИ, принял участие в дискуссии, посвященной ситуации в Афганистане и организованной МИА "Россия сегодня". РИА "Новый день" выделил ключевые тезисы Дмитрия Вячеславовича:
- Новая стратегия США определяется не афганскими, а более глобальными процессами, например, противостоянием с Китаем и Россией.
- Вашингтон полностью пересматривает свое военное присутствие в мире. Особое значение для США имеет Китай, поэтому Вашингтон стремится стабилизировать российский фронт и вообще уйти из регионов, которые кажутся второстепенными.
- Уход США из Афганистана создает дополнительную нагрузку и проблемы для Китая и России, которые не хотели, чтобы исламский фундаментализм продолжался.

«"Сдерживание" России: что США хотят от Зеленского» - экспертный комментарий Д. В. Суслова в эфире программы "События. 25-й час" (02.09.2021)

«"Сдерживание" России: что США хотят от Зеленского» - экспертный комментарий Д. В. Суслова в эфире программы "События. 25-й час" (02.09.2021)
Д.В. Суслов, заместитель директора ЦКЕМИ, в эфире программы "События. 25-й час" прокомментировал почему США хотят сохранить Украину в качестве активного инструмента противодействия России.
Главные идеи:
- "Для Зеленского встреча с Байденом имеет самостоятельную ценность, так как США – это главный партнер и патрон Украины".
- Интересы Вашингтона заключаются в сохранении Украины как инструмента для сдерживания России и Китая, особенно после ухода США из Афганистана и конфронтации с Китаем.
- Зеленский не получит поддержку США в отказе от минских соглашений, а также по Северному потоку - 2, так как США будет придерживаться прежней договорённости с Германией.

«Не вернуться в Афган» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Профиль» (19.08.2021)

«Не вернуться в Афган» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Профиль» (19.08.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, в своей статье рассуждает о том, в какой соблазн вводит Россию фиаско американцев в Афганистане.
Ключевые идеи:
·        Завершение американского военного присутствия в Афганистане с исторической точки зрения не имеет большого значения для США.
·        Государства, определяющие глобальный баланс сил, – Китай, Россия или ЕС должны воспользоваться последствиями ухода американцев из Афганистана.
·        Сокращение присутствия Запада обернется для Москвы соблазном более решительных действий.
·        Возвращение России в Афганистан должно быть продиктовано благоприятными для страны условиями, в которых будут приниматься необходимые решения.

«От прокси-войны до прокси-дипломатии» - статья Т.В. Бордачева для международного дискуссионного клуба «Валдай» (16.08.2021)

«От прокси-войны до прокси-дипломатии» - статья Т.В. Бордачева для международного дискуссионного клуба «Валдай» (16.08.2021)
Научный руководитель ЦКЕМИ Т.В. Бордачев в своей статье утверждает, что по мере возвращения международной политики к ситуации динамического баланса сил ведущие державы будут стремиться к тому, чтобы их двусторонние отношения были ограничены кругом тех, кто действительно может нести ответственность за своё поведение.

«Когда России станут безразличны соседи» - статья Т. В. Бордачева для деловой газеты «Взгляд» (13.08.2021)

Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, в своей статье проанализировал значимость фактора небольших соседей для политики крупных держав, в том числе и для России. 
Главные идеи: 
·       Больше изменений почувствуют на себе государства, не располагающие достаточными демографическими или геополитическими ресурсами, чтобы защитить себя;
·       Для России безопасность соседних стран является скорее моральным долгом. Нестабильность в них может беспокоить Россию только, если она не способна защитить свою территорию, что не соответствует современным реалиям, поэтому внутренние проблемы данных государств продолжают оставаться внутренними;
·       Сейчас тяжело найти великую державу, которая решится взять на себя ответственность за безопасность некрупных республик бывшего СССР. Кроме того, на данный момент в целом наблюдается тенденция ухода от ответственности (кейсы Афганистана, Ирака или Ливии);
·       Ключевой тенденцией современного мира выступает упадок актуальности международных институтов и локализация интересов, когда крупнейшим государствам все менее интересна судьба несильно значимых членов международного сообщества.