
Экспертиза

Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, в своей статье проанализировал значимость фактора небольших соседей для политики крупных держав, в том числе и для России.
Главные идеи:
· Больше изменений почувствуют на себе государства, не располагающие достаточными демографическими или геополитическими ресурсами, чтобы защитить себя;
· Для России безопасность соседних стран является скорее моральным долгом. Нестабильность в них может беспокоить Россию только, если она не способна защитить свою территорию, что не соответствует современным реалиям, поэтому внутренние проблемы данных государств продолжают оставаться внутренними;
· Сейчас тяжело найти великую державу, которая решится взять на себя ответственность за безопасность некрупных республик бывшего СССР. Кроме того, на данный момент в целом наблюдается тенденция ухода от ответственности (кейсы Афганистана, Ирака или Ливии);
· Ключевой тенденцией современного мира выступает упадок актуальности международных институтов и локализация интересов, когда крупнейшим государствам все менее интересна судьба несильно значимых членов международного сообщества.
Главные идеи:
· Больше изменений почувствуют на себе государства, не располагающие достаточными демографическими или геополитическими ресурсами, чтобы защитить себя;
· Для России безопасность соседних стран является скорее моральным долгом. Нестабильность в них может беспокоить Россию только, если она не способна защитить свою территорию, что не соответствует современным реалиям, поэтому внутренние проблемы данных государств продолжают оставаться внутренними;
· Сейчас тяжело найти великую державу, которая решится взять на себя ответственность за безопасность некрупных республик бывшего СССР. Кроме того, на данный момент в целом наблюдается тенденция ухода от ответственности (кейсы Афганистана, Ирака или Ливии);
· Ключевой тенденцией современного мира выступает упадок актуальности международных институтов и локализация интересов, когда крупнейшим государствам все менее интересна судьба несильно значимых членов международного сообщества.
Профессор А.В. Лукин, руководитель департамента международных отношений, заведующий Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ, опубликовал комментарий на сайте журнала «Россия в глобальной политике»

Главные идеи:
· ЕАЭС включает в себя развивающие страны, но в настоящее время ведутся переговоры с крупными игроками, такими как Индия и Индонезия.
· Иран заинтересован в усилении сотрудничества с ЕАЭС по следующим причинам: растет санкционное давление от ЕС и США; интеграция и переориентация на Евразию.
· Большое евразийское партнерство открывает хорошие возможности, так как включает в себя систему коллективной безопасности, создание транспортных маршрутов и наращивание экономических связей.

Ключевые идеи:
· Уже несколько лет идет новое глобальное противостояние – экзистенциальное противостояние между США и Китаем.
· США будут ослаблять глобальную привлекательность Китая и использовать фактор коронавируса в рамках своей общей конфронтации.
· Исламское государство не может сбросить США с мирового пьедестала, а Китай может.
· Американское разведывательное сообщество при администрации Дональда Трампа вело войну на три фронта: китайский, российский и трамповский.


Ключевые идеи:
· Осложнение миграционной ситуации на литовско-белорусской границе - результат враждебной политики Литвы в отношении режима Лукашенко.
· Главная проблема литовского правительства - ведение политики в соответствии с «этикой убеждения», что не позволяет им стать ответственным участником международной жизни.
· Западноевропейские страны не заинтересованы в активном вмешательстве в белорусский кризис, а помощь ЕС, НАТО и соседних государств Литве оказалась незначительна.

Т.В Бордачев принял участие в секции, посвященной тому как страны БРИКС могут сотрудничать в противодействии терроризму и содействовать международному миру и безопасности.
И.А Макаров участвовал в секции по климатической повестке БРИКС.

Ключевые идеи:
· Сегодня на мировой политической арене действует слишком много государств, что является настоящей трагедией, так как эту проблему решить невозможно.
· Сократить количество стран нельзя, также, как невозможно избавиться от международных институтов.
· Великие державы тратят много сил на решение своих внутренних проблем, поэтому «все больше государств становятся безнадзорными».
· Империя является более прогрессивной формой политической организации общества, чем национальное государство.
· Имея колоссальные территории и ресурсы, Россия рискует стать обычным национальным государством.

Ключевые идеи:
- необходимо регулирование не только по зеленым, но и синим финансамю
- водная проблема - это и проблема переобучения! Менять структуру водозабора во многих регионах возможно придется уже этому поколению
- в БРИКС необходимо перейти от обсуждения проблем национальных водоканалов к созданию спецфонда в рамках НБР БРИКС.