• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дневник. 2 июля 2016 года

30 июня1 июля2 июля3 июля4 июля5 июля6 июля

Одна из наиболее актуальных проблем в контексте развития евразийской интеграции – взаимодействие России со странами постсоветского пространства нашла отражение в работе Андрея Скрибы, научного сотрудника Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ).  Автор проанализировал стратегию России на постсоветском пространстве с использованием различных методологических подходов (теория функционализма, конструктивизма, неореализма), а также выделил три основополагающих элемента российской  стратегии в данном регионе. Среди них эксперт выделяет следующие: экономическое сотрудничество, сотрудничество в сфере безопасности и культурно-цивилизационное сотрудничество.

Основным выводом, сделанным Андреем Скрибой, является утверждение о трансформации российской стратегии на постсоветском направлении, смещение фокуса внимания с преимущественно стран Центральной Азии на Большую Евразию, новый геоэкономический и геостратегический полис роста.

В ходе лекции «Корпорация ради Кооперации» профессор Восточно-Китайского педагогического университета Ли Сяотин проанализировал место и роль развивающихся государств в урегулировании мировых и межгосударственных противоречий. По мнению профессора, существует ряд факторов, препятствующих поддержанию стабильного мирового порядка. Сред них можно выделить стремление государств к наращиванию собственного могущества, конфликт интересов, который неизбежно сосуществует с процессом кооперации, необходимость пересмотра некоторых институционных правил.

Он также подчеркнул, что на сегодняшний день развивающиеся страны не готовы к конфронтации с Западом, но способны использовать различные инструменты с целью достижения внешнеполитических задач, например, коллективные санкции, что может поспособствовать установлению некой справедливости и сбалансировать «эгоистичные» интересы международных акторов. Инвестирование в стратегически важные сферы, в свою очередь, может укрепить существующие механизмы глобального управления.

Следующим пунктом лекции профессора Ли стала китайская дипломатия. Прежде всего, была рассмотрена роль Китая в Совете Безопасности ООН. Профессор подчеркнул, что Китай никогда не голосовал «против», однако использовал свое право вето в связи с необходимостью защиты стратегических интересов. В качестве примера Ли Сяотин привел диспут Китая с Гватемалой и Македонией, обусловленный поддержкой обеих стран независимого статуса Тайваня.

Профессор Ли завершил свою лекцию анализом перспектив дальнейшего углубления российско-китайского сотрудничества в рамках международных организаций, отметив значение таких институтов как ШОС и БРИКС.

С подробным анализом роли институтов в формировании социально-экономической и политической повестки дня выступил профессор Восточно-Китайского педагогического университета Чжан Синь. В своей работе эксперт использует три подхода к анализу феномена институционализма – институционализм рационального выбора (акторы действуют инструментально, чтобы максимизировать прибыль и имеют ограниченный набор предпочтений), социологический институционализм (более широкое определение институциональной среды, включающее систему символов, когнитивные сценарии и моральные шаблоны) и исторический институционализм, рассматривающий государство (или других акторов) не в качестве нейтрального посредника между конкурирующими сторонами, а как совокупность институтов, способных структурировать характер и результаты групповых конфликтов.

 

HSEФонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!