• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с руководителем Международной российско-китайской летней школы

Руководитель Школы, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Тимофей Вячеславович Бордачев о V Международной российско-китайской летней школе по международным отношениям

Тимофей Вячеславович Бордачев   
 
Тимофей Вячеславович Бордачев

На данном этапе российско-китайские отношения вышли на новый уровень развития и характеризуются небывалым ранее уровнем доверия и взаимопонимания. Тем не менее, несмотря на отсутствие препятствий для развития двусторонних контактов на высоком уровне, по-прежнему наблюдается наличие таковых на более низких уровнях в реальной практике сотрудничества. Это связано как с имеющимся языковым барьером, так и с непониманием особенностей культур двух стран, их мировосприятия, специфики политического и социально-экономического устройства РФ и КНР. Рост количества совместных проектов лишь подчеркивает необходимость более глубокого изучения поведения российской и китайской сторон во время решения конкретных текущих задач. Ощущается нехватка компетентных экспертов и аналитиков, которые смогли бы дать оценку происходящим явлениям и предложить свои ответы на текущие вопросы. По этой причине возрастает потребность в организации совместных мероприятий для молодых специалистов, поскольку именно они в виду гибкости мышления и сравнительно меньшей подверженности стереотипам с большей готовностью могут изменить устоявшиеся модели поведения в пользу более эффективных, а кроме того - именно за ними стоит будущее двустороннего сотрудничества. 

Программа V Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Евразия 2020: перспективы сотрудничества» не только учитывает эти вызовы, но и является инструментом преодоления сложившихся проблем. В рамках школы запланированы различные виды мероприятий, где студенты могут попробовать себя в разных видах деятельности, направленных на развитие научного и исследовательского потенциала ее участников, расширение их профессионального кругозора, развитие навыков межкультурного взаимодействия и выстраивание профессиональных контактов. В ходе школы участники смогут посетить лекции признанных китайских и российских экспертов, принять участие в открытых дискуссиях, ситуационном анализе, а также подготовить совместный научный проект в группах, организованных на основе научных интересов. Кроме того, программа предполагает возможность неформального общения во время вечеров российской и китайской культуры, а также экскурсий по Москве.

Международная российско-китайская летняя школа проводится ежегодно с 2011 г. на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом (г.Шанхай, КНР). За данный период в ней приняли участие более 50 китайских и 90 российских студентов. Предполагается, что Летняя школа «Евразия 2020: перспективы сотрудничества» станет продол жением предыдущих аналогичных форматов российско-китайского взаимодействия.

В 2015 г. Летняя школа будет посвящена перспективам российско-китайского сотрудничества в Евразии до 2020 г. Россия и Китай являются несомненными экономическими и политическими лидерами в своих регионах. Россия возглавляет евразийскую экономическую интеграцию на постсоветском пространстве, а Китай во многом определяет отношения в формате АТЭС. Экономическое присутствие Китая в Евразии также в последние годы резко усиливается. При этом обе страны тесно сотрудничают и по вопросам безопасности в рамках ШОС. Из этого можно сделать вывод, что будущее «Большой Евразии» будет в определяющей степени зависеть именно от политики Москвы и Пекина. Чтобы сделать сотрудничество двух государств успешным, следует качественно дополнить уже существующий политический диалог кооперацией в других сферах, в том числе в сфере науки и образования. В этой связи целью Летней школы является создание площадки для обмена опытом и установления профессиональных контактов между студентами и аспирантами РФ и КНР.