• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Завершилась VI Международная российско-китайская летняя школа НИУ ВШЭ «Роль институтов в новой архитектуре глобального управления»

6 июля 2016 года состоялась торжественная церемония закрытия VI международной российско-китайской летней школы. В этом году мероприятие, организованное на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом (г. Шанхай, КНР) при активной поддержке Фонда Горчакова, было направлено на исследование роли институтов в новой архитектуре глобального управления.

Двери школы были открыты не только для студентов и выпускников из России и Китая, но и для представителей других стран. Насыщенная программа мероприятия включала лекции российских и китайских экспертов, которые затронули разнообразные вопросы, связанные с развитием многостороннего диалога в рамках БРИКС и ШОС, а так же проблемы, посвященные определению роли объединений в глобальном политическом и экономическом управлении.

По словам Бордачева Тимофея Вячеславовича, руководителя Летней школы и директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ), данное мероприятие остается уникальной платформой в рамках российско-китайского диалога и не имеет аналогов в России. «В нашей стране традиция приглашать студентов и преподавателей из Китая для обсуждения серьезных проблем пока что не прижилась. В данном случае имеет место некая инертность, вызванная практически полной ориентацией в сторону Запада. В связи с этим наш проект остается уникальным. Мы планируем и дальше развивать и наращивать сотрудничество.

 Благодаря Школе появилось целое сообщество, заинтересованное в изучении Китая и России. Кроме того, участие в этом мероприятии дает студентам бесценный академический опыт

Бордачев Тимофей Вячеславович
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований

За шесть лет существования школы, предметы для обсуждения и изучения становились все более сложными, глубокими и всеобъемлющими. В следующем году мы планируем затронуть не только существенные вопросы, но и темы, связанные с методологией международных исследований. Эту идею нам подсказали наши китайские партнеры, и их предложение было тепло принято. В конце концов, школа уже достигла такого уровня, когда подобные действия полностью оправданы. Это важный шаг, поскольку он позволит китайским и российским экспертам найти общий подход к решению международных проблем. Благодаря Школе появилось целое сообщество, заинтересованное в изучении Китая и России. Кроме того, участие в этом мероприятии дает студентам бесценный академический опыт».

В день открытия школы декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Караганов Сергей Александрович выступил с лекцией на тему «Мир в движении: глобальные и региональные аспекты», представив комплексный анализ ключевых глобальных и региональных трендов, формирующих контуры современной системы международных отношений.

За время Школы с лекциями так же выступили директор Центра исследований России Восточно-Китайского педагогического университета Фэн Шаолей, программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев, научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Андрей Скриба, профессора Восточно-китайского педагогического университета Ли Сяотин и Чжан Синь, руководитель направления региональной интеграции РЦИ АТЭС Татьяна Флегонтова, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорь Макаров, исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС Георгий Толорая, а также руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

Повестка дня Школы так же включала проведение круглых столов с участием представителей Министерства экономического развития РФ и Министерства финансов РФ, включая Дмитрия Онтоева, Софию Трошину и Екатерину Романчук. Главной темой обсуждения стало развитие российско-китайской экономической кооперации. Организатором второго круглого стола выступил Фонд Горчакова при участии советника президента компании «Роснефть» Андрея Безрукова.

Наконец, в рамках мероприятия под руководством доцента факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрея Криковича была проведена деловая игра, призванная активизировать процессы евразийской интеграции.«Для наших студентов это прекрасная возможность на личном опыте убедиться, насколько великая Россия как страна и как цивилизация».

 Для наших студентов это прекрасная возможность на личном опыте убедиться, насколько великая Россия как страна и как цивилизация

Чжан Синь
профессор Восточно-китайского педагогического университета (г. Шанхай, КНР)

Чжан Синь, профессор Восточно-китайского педагогического университета признается: «В этом году Школа претерпела важные изменения. Возрос ее масштаб, и теперь для участия мы отбираем студентов за пределами нашего университета. С нашей стороны в Школе участвуют не только китайские студенты, но так же и российские и узбекские, которые проходят обучение в Китае. Со стороны ВШЭ — два китайских студента, итальянец и бразилец. Таким образом, у нас отобралась действительно международная команда.

Для наших студентов это прекрасная возможность на личном опыте убедиться, насколько великая Россия как страна и как цивилизация. Для многих из них это первая зарубежная поездка. Это уникальный, волнующий опыт, который послужит для них ярким доказательством того, что, даже не принимая в расчет США — за пределами Китая существует огромный мир. Это пойдет им на пользу и поможет избавиться от некоторых стереотипов. Так же это открывает перед ними отличные возможности для работы в международной группе, что неминуемо приводит к появлению различных мнений по тому или иному вопросу. Меня всегда радует возникновение свежих интерпретаций и разнообразных нарративов.

С академической точки зрения — Школа очень серьезное мероприятие. Групповые презентации были выполнены на высочайшем уровне, некоторые всего на один-два шага отставали от того, чтобы предстать в виде серьезных академических публикаций».

Ши Шуи, Восточно-китайский педагогический университет (г. Шанхай, КНР)
Ши Шуи, Восточно-китайский педагогический университет (г. Шанхай, КНР)

Я решилась на участие в школе из-за того, что в этом году подружилась со студентами НИУ ВШЭ. Я никогда не бывала в России — какая же это огромная страна! И я так рада оказаться здесь, в ее крупнейшем городе. Мне кажется, что российские студенты очень талантливы и мне очень интересно с ними работать. Скажу больше — мне было очень легко общаться, потому что они свободно владеют английским языком.

У них есть четкий план реализации предложенных тезисов. В Школе я смогла обсудить свои собственные тезисы с другими и мне это очень помогло. Я изучаю развитие Европейской конфедерации профсоюзов и здесь я встретила студентов, которые тоже специализируются на европейских исследованиях, поэтому у меня была отличная возможность обсудить феномен Brexit и другие актуальные проблемы. Это очень полезный опыт.

Волонтеры и организаторы Школы были исключительно дружелюбны и доброжелательны и я им очень признательна. Здесь я нашла много новых друзей.

Наш групповой проект был посвящен ШОС — нам было интересно узнать, какую роль эта организация может играть в глобальном управлении. Мы анализировали текущую ситуацию и прогнозировали ее развитие.

Екатерина Устьянцева, НИУ ВШЭ
Екатерина Устьянцева, НИУ ВШЭ

Мне понравилась Школа — это был мой первый опыт участия в мероприятиях
подобного уровня. Лекции российских и китайских преподавателей были просто
восхитительны. Мы работали над проектом под названием «Политический образ
организации БРИКС в Китае и России» и он получил высшие оценки
профессорского жюри. Благодаря Школе я расширила круг своих интересов: не
только из-за лекций, но и за счет общения с другими участниками.

Педро Лопес Гебрим, Университет Кампинаса / Тюменский государственный университет
Педро Лопес Гебрим, Университет Кампинаса / Тюменский государственный университет

Я приехал в Россию в прошлом году, чтобы изучать русский язык. Я провел 5 месяцев в Москве, а затем уехал в Сибирь изучать специфику российского энергетического сектора в Тюменском государственном университете. Там профессора рассказали мне об этом проекте, и я решил поучаствовать: это звучало очень интересно и перспективно. Те исследования, которые я проводил в Бразилии и мое решение учиться в России связаны с БРИКС. Россия и Китай вовлечены в создание институтов и мозговых центров для развития политического взаимодействия в рамках БРИКС. В Бразилии этому уделяется недостаточное внимание.

Я рад, что мне удалось этим летом приехать и поучаствовать в Школе. Я смог понять, как Россия трактует стратегию БРИКС и как она вписывается в это объединение. Более того, я смог узнать, как Китай оценивает БРИКС в рамках своей долгосрочной стратегии. Я получил полное представление об институтах, над которыми работают эти страны — такие, как ШОС или Евразийский экономический союз. А еще благодаря школе я встретил множество интересных людей и смог обсудить с ними различные вопросы. В нашем групповом проекте мы изучали Новый банк развития БРИКС, поскольку странам БРИКС необходимо увеличивать уровень прямых инвестиций и поощрять долгосрочные инвестиции. И, несмотря на то, что наши мнения периодически расходились, нам удавалось приходить к общему знаменателю и нивелировать эти расхождения.

Линда Квиткина, Дальневосточный федеральный университет
Линда Квиткина, Дальневосточный федеральный университет

О школе я узнала совершенно случайно, увидев информацию в сети. Меня заинтересовала повестка и я откликнулась. Я была счастлива, оказавшись здесь. Область моего интереса — это культурные и цивилизационные характеристики Индии и Китая, и мне хотелось узнать, как влияют друг на друга культура и институты. Мне очень понравились лекции китайских преподавателей об инициативе Экономического пояса Шелкового пути, о китайской дипломатии и о теории институционализма. И очень здорово, что организаторы пригласили Александра Габуева, руководителя программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги.

Работая над групповым проектом, мы анализировали роль ШОС на глобальном и региональном уровнях. Я изучала культурные и исторические предпосылки для кооперации и уровень их влияния. Другие члены моей группы работали над политическими и экономическими аспектами. Наиболее ценным аспектом школы мне показалась возможность посетить лекции по интересующим меня темам.

 

Текст: Никита Евдокимов, Александр Королев

Фото: Кирилл Кривошеев и Алексей Пахомов